Музыкальная энциклопедия
Saxophone Саксофон 38 Транспонирование, А.Хаймович v.2014

Транспонирование

     Все саксофоны относятся к транспонирующим инструментам — это означает что пишется одна нота, а на самом деле звучит другая, но в этом нет никакой дополнительной сложности,одни преимущества. Если Вы выучите аппликатуру на одном саксофоне, то Вам не придётся переучиваться если решите поиграть на другом, так как у всех саксофонов аппликатура одинаковая. А так же транспонирование препятствует загромождению нотного текста и улучшает его удобочитаемость.

Для начала достаточно принять как аксиому, что для каждого инструмента существуют свои ноты, то есть ноты для Фортепиано, для Гитары, для каждого вида Саксофона есть свои ноты, для Кларнета, для Флейты, для Скрипки и так далее, даже для различных Барабанов есть свои ноты. Несколько диковатым экспериментом будет выглядеть попытка играть на Саксофоне по нотам для Барабанов, да собственно и для других инструментов тоже.  Для того чтобы сыграть тоже что и Фортепиано необходимо сначала сделать "перевод" с языка Фортепиано, на язык Саксофона — это называется "переложение", но об этом чуть позже.

Для Саксофона-Альт и для Саксофона-Баритон в нотах указано Eb (обычно в верхнем углу страницыв начале произведения), а для Саксофона-Тенор и для Саксофона-Сопрано в нотах указано Bb. В чём же смысл этих обозначений? Альт и Баритон Саксофоны принадлежат к группе инструментов в строе Ми-бемоль и обозначаются Eb (латинская "E" — буквенное обозначение ноты Ми, а "b"это бемоль), то есть когда на Альт или Баритон Саксофоне играют ноту До, эта нота будет совпадать по высоте с нотой Ми-бемоль на фортепиано (и на других инструментах в строе С (До)), а когда ноту До сыграют на Тенор или Сопрано Саксофоне, будет совпадать по высоте с нотой Си-бемоль на фортепиано, так как они относятся к группе инструментов в строе Си-бемоль, которая обозначается Bb ("B" — Си, "b"бемоль), в некоторых нотах иногда вместо "Bb"указывают "B".

На самом деле некоторые музыканты даже не подозревают что играют на транспонирующих инструментах. Так например многие не догадываются, что Гитара и Бас-Гитара тоже являются транспонирующими инструментами, а между тем они звучат на октаву ниже чем написано. Вот перечень некоторых инструментов в строе C (До): Фортепиано, Гитара, Бас-Гитара, Скрипка, Контрабас, Флейта, Тромбон; в строе Bb (Си-бемоль): Труба, Кларнет (in Bb), Бас-Кларнет, Саксофон-Сопрано, Саксофон-Тенор; в строе Eb (Ми-бемоль): Саксофон-Альт, Саксофон-Баритон, Валторна (in Eb). Чтобы окончательно Вас запутать скажу что существует ещё множество различных строёв,так например кроме "обычного" Кларнета, который в строе Bb (Си-бемоль), есть ещё  Ля-Кларнет in A (соответственно Ля), а так же Малый Кларнет in Eb (Ми-бемоль), ну и конечно же Бас-Кларнет in Bb (Си-бемоль),который звучит на октаву ниже "обычного" Кларнета.

Саксофон-Баритон звучит на октаву ниже чем Саксофон-Альт, а Саксофон-Сопрано на октаву выше чем Саксофон-Тенор, поэтому ноты для Саксофона-Альт подходят для Саксофона-Баритон, а ноты для Саксофона-Тенор вполне сгодятся для Саксофона-Сопрано и наоборот.

Что же делать если Вы желаете сыграть какую-нибудь песенку с другом-гитаристом или подругой-пианисткой? Для начала стоит договориться в какой тональности вы вместе будете играть. Никогда не пытайтесь к своим транспонирующим проблемам привлекать своих друзей! Даже если они сами рвутся Вам помочь, даже если у них за плечами Музыкальная Школа или может быть даже само Музыкальное Училище (а ведь может друг и с Консерваторским образованием встретиться), всё равно вопрос транспонирования исключительно на Вашей совести и в Вашей компетенции. Всё просто: Пианисты и Гитаристы думают в своей тональности, Саксофонисты в своей, а звучат вместе — громко и весело! Предположим что песенка весёлая и играть вы её будете в тональности До мажор. Тут Вы должны сделать серьёзное лицо, погрузиться в свои архинаисложнейшие расчёты и докопаться до истинной тональности в которой будете играть Вы лично на своём саксофоне. Если Вы играете на Саксофоне-Альт, то Ваша тональность будет на полтора тона ниже чем у Фортепиано или Гитары. То есть если у Вашего аккомпаниатора (так теперь будем называть Ваших друзей) тональность До мажор, то у Вас будет Ля мажор (в которой три диеза). Если же Вы играете на Саксофоне-Тенор, то Ваша тональность находится на один тон выше Фортепиано или Гитары, соответственно у Вас будет Ре мажор (два диеза). На последок подскажу какие тональности наиболее удобны для совместной игры с друзьями-гитаристами или подругами-пианистками: если песенка в миноре, то лучше выбрать тональность Ре минор, а если в мажоре, то Фа мажор, таким образом у Фортепиано или Гитары будет всего один бемоль, а у Вас два диеза если играете на Саксофоне-Альт (Си минор / Ре мажор) или один диез если на Саксофоне-Тенор (Ми минор / Соль мажор). И друзей не обидите и сами в бемолях-диезах не закопаетесь. Однако лучше быть готовыми к тому что Ваши друзья сами имеют свои любимые тональности. Подруги-пианистки больше всего любят играть в До мажоре и Ля миноре (без диезов и бемолей)потому что там чёрненьких клавиш нету, а подруги-пианистки их боятся, соответственно у Саксофона-Альт будут Фа-диез минор / Ля мажор (три диеза), а у Саксофона-Тенор Си минор / Ре мажор (два диеза). Друзья-гитаристы так же вполне могут не побрезговать До мажором и Ля минором, однако они очень любят играть в тональности Ми, причём и в Ми миноре и в Ми мажоре (и даже одновременно в мажоро-миноре), потому как в этих тональностях большинство аккордов играется с открытыми струнами, а друзья-гитаристы страсть как любят открытые струны и сильно недолюбливают барре, которое появляется в других тональностях ("барре" — это когда надо все шесть струн надо одним пальцем зажать), в итоге у Саксофона-Альт появляются До-диез минор (четыре диеза) и Ре-бемоль мажор (пять бемолей), а у Саксофона-Тенор Фа-диез минор (три диеза) и Фа-диез мажор (шесть диезов). Теперь я думаю Вы понимаете почему иногда друзей называют "аккомпаниаторами", и почему гораздо приятнее играть с подругой-пианисткой, чем с другом-гитаристом. :)

Теперь про переложение. Переложение — это сродни "переводу" с одного языка, на язык другого, причём в данном случае идёт речь о "языках" различных музыкальных инструментов, а так же адаптация, которая состоит в том чтобы при переложении максимально сохранить художественный образ музыкального произведения.

После того как Вы определили  в какой тональности написаны ноты для того инструмента с которого Вы делаете переложение, а так же вычислили в какой тональности должны быть ноты инструмента для которого Вы делаете переложение, необходимо решить в какой октаве стоит разместить полученные ноты. Это делается так: во первых нужно найти самую низкую и самую высокую ноты, но тут есть такой нюанс — если Вы делаете переложение с многоголосного инструмента (например Фортепиано или Гитары), то для начала придётся разобраться какие ноты — мелодия, а какие аккомпанемент — почти всегда нотами мелодии будут являться самые высокие в аккорде (хотя конечно бывают и исключения). Когда Вы определите какие ноты в мелодии являются самыми высокими и самыми низкими их нужно транспонировать в новую тональность (в нашем случае для саксофона) — таким образом мы узнаем умещается ли мелодия в диапазон нашего саксофона и в какой октаве их лучше разместить.

Затем переносим поступенно каждую ноту в новую тональность, то есть если у Фортепиано или Гитары нота являлась первой ступенью, то и у Саксофона она должна быть первой ступенью. Например если у Фортепиано или Гитары тональность До мажор и мелодия начинается с первой ступени, то есть с ноты До, то у Саксофона-Альт будет тональность Ля мажор и мелодия будет начинаться с первой ступени Ля мажора, то есть с ноты Ля, если же мелодия начинается со второй ступени — ноты Ре у Фортепиано или Гитары, то у Саксофона-Альт так же будет вторая ступень — нота Сии так далее.Ступени так же могут быть пониженными или повышенными — так появляются знаки альтерации (диезы, бемоли и бекары). С опытом Вы найдёте более простой способ транспонирования, но начинать стоит именно так, чтобы избежать многих ошибок.

Очень часто встречаются случаи в которых мелодия целиком не умещается в диапазон саксофона, тогда приходится частично переносить выбившиеся ноты на октаву вниз или вверх в зависимости от ситуации. Тут есть простое правило: чем меньше будет таких расхождений с оригиналом, тем лучше. Желательно переносить на октаву не только те ноты, которые вышли за пределы диапазона, но так же и всю музыкальную фразу в которую они входят, и даже всё предложение или даже всю часть музыкального произведения перенести на октаву. Например если в песне куплет умещается в диапазон, а припев слишком высоко, то можно перенести припев на октаву вниз. Разумеется что далеко не всегда это уместно и существует большое количество исключений. При всём при этом не стоит забывать о художественном образе, чтобы лирическая песенка не превратилась в "этот стон у нас песней зовётся"... Именно по этому переложение часто делают сами композиторы, так как для этого требуется не только множество знаний, но и наличие художественного чутья и вкуса. 

Делать переложение очень удобно при помощи компьютерных программ — нотных редакторов. Два самых распространённых— это Finale http://finalemusic.com/ и Sibelius http://sibelius.com/ . В них есть возможность сначала просто переписать все ноты, затем транспонировать всё произведение целиком в требуемый строй, после при необходимости применить октавный транспорт как к отдельным нотам, так и к фрагментам или даже всему произведению, а так же прослушать полученный результат.

Как видите переложение — это не слишком просто, но это может стать Вашим первым шагом на пути Композитора или как минимум грамотного Музыканта.  

in C

Фортепиано, Гитара,

Вокал, Флейта,

Гобой, Тромбон

in Eb

Саксофон-Альт,

Саксофон-Баритон

in Bb

Кларнет, Саксофон-Тенор,

Саксофон-Сопрано,

Труба (in Bb)

без знаков

До мажор

Ля минор

3#

Ля мажор

Фа диез минор

2#

Ре мажор

Си минор

1b

Фа мажор

Ре минор

2#

Ре мажор

Си минор

1#

Соль мажор

Ми минор

2b

Си бемоль мажор

Соль минор

1#

Соль мажор

Ми минор

без знаков

До мажор

Ля минор

3b

Ми бемоль мажор

До минор

без знаков

До мажор

Ля минор

1b

Фа мажор

Ре минор

4b

Ля бемоль мажор

Фа минор

1b

Фа мажор

Ре минор

2b

Си бемоль мажор

Соль минор

5b

Ре бемоль мажор

Си бемоль минор

2b

Си бемоль мажор

Соль минор

3b

Ми бемоль мажор

До минор

6#

Фа диез мажор

Ре диез минор

3b

Ми бемоль мажор

До минор

4b

Ля бемоль мажор

Фа минор

5#

Си мажор

Соль диез минор

4b

Ля бемоль мажор

Фа минор

5b

Ре бемоль мажор

Си бемоль минор

4#

Ми мажор

До диез минор

5b

Ре бемоль мажор

Си бемоль минор

6#

Фа диез мажор

Ре диез минор

3#

Ля мажор

Фа диез минор

6#

Фа диез мажор

Ре диез минор

5#

Си мажор

Соль диез минор

2#

Ре мажор

Си минор

5#

Си мажор

Соль диез минор

4#

Ми мажор

До диез минор

1#

Соль мажор

Ми минор

4#

Ми мажор

До диез минор

3#

Ля мажор

Фа диез минор

Антоша Хаймович ( тексты редакция от 06.06.2014)

МУЗЫКАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Учебные материалы для саксофона и других музыкальных инструментов

Все материалы доступны для скачивания (бесплатно).

официальный сайт: http://antoshahaimovich.com

Antosha Haimovich Saxophone 2016.05.03


просмотров: 8297
  • симфония
  • музыка
  • танец
  • история
  • день рожденья
  • рок
  • композитор
  • HistoryRussianRock
  • Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
    2CD AC/DC GREATEST HITS Collection

    $17.99
    End Date: Thursday Aug-8-2019 22:36:03 PDT
    Buy It Now for only: $17.99
    |
    AC/DC - Greatest Hits Collection Music 2CD

    $15.00
    End Date: Saturday Aug-3-2019 11:02:20 PDT
    Buy It Now for only: $15.00
    |
    100 PLASTIC OUTER SLEEVES VINYL RECORD LP ALBUM COVERS

    $18.85
    End Date: Friday Aug-2-2019 10:40:50 PDT
    Buy It Now for only: $18.85
    |
    2CD ARIANA GRANDE 44 GREATEST HITS Collection [NEW] 2019

    $16.49
    End Date: Thursday Aug-15-2019 13:40:29 PDT
    Buy It Now for only: $16.49
    |
    Selmer Paris Alto Series II саксофон

    282 610,06 руб. (0 Bids)
    End Date: 26.07 21:43
    |
    Selmer Paris Mark VI тенор саксофон СН 169408 оригинал лак

    376 750,61 руб.
    End Date: 18.08 02:04
    Buy It Now for only: US 376 750,61 руб.
    Buy it now |
    Альт саксофон B&S, немецкий, синяя этикетка, посеребренный редкий инструмент от 60-х годов

    16 072,47 руб. (7 Bids)
    End Date: 26.07 17:32
    |
    Saxophon Alt/Alto MUSICA Austria

    105,68 руб. (2 Bids)
    End Date: 24.07 16:31
    |
    Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
    AthleticMed магазин спортивной медицины по низким ценам!
    Search Results from «Озон» Музыкальные инструменты и оборудование
    SKIFMUSIC. Гипермаркет музыкальных инструментов. 50 000 товаров для новичков и профессионалов с доставкой по России от 1 дня.
    2008 Copyright © CanDance.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования