Музыкальная энциклопедия
Saxophone Саксофон 35 Счёт ритма Ногой, А.Хаймович v.2014

Счёт ритма "Ногой"

      Топать в такт музыке совсем несложно и абсолютно естественно. Для начала необходимо усвоить наиболее часто встречающийся счёт восьмыми длительностями нот (1,и,2,и,3,и,4,и), в котором удар ноги по полу приходится на сильную долю (1,_,2,_,3,_,4,_), а отражение на слабую (_,и,_,и,_,и,_,и). В движении ноги нужна чёткость и точность, т.е. должны быть чёткие точки "нога внизу", "нога наверху". Новичкам легче привязывать движения ноги к игре на саксофоне. На начальном этапе совершенно не обязательно соблюдать темп, можно ускорять, замедлять, главное что бы движения ноги совпадали с соответствующими долями такта. Разумеется лучше всего взять удобный темп, в котором можно будет всё просчитать и совершить наименьшее количество ошибок. После освоения упражнений с 1 по 30 включительно можно переходить к игре не сложных пьес с длительностями нот не мельче восьмых. К остальным упражнениям можно возвращаться по мере прогресса.

      Таблица соотношения дуольных и триольных длительностей нот и пауз с движениями ноги (галочками указаны движения ноги вверх и вниз):


 


Упражнения с 1 по 7.
 Всё очень просто: учащийся должен бить носком ноги по полу с каждой четвертной нотой (паузой). Нога работает как метроном. В первом упражнении пауз между нотами нет, во втором и далее нота перед паузой тянется ровно до начала этой паузы, то есть нота начинается на удар ноги и заканчивается на следующий удар.


 


Упражнение 8.
 Половинные ноты (паузы) в два раза продолжительнее чем четвертные, соответственно на каждую ноту будут приходиться уже два удара.



Упражнения с 9 по 16.
 Сочетание четвертей и половинок (ноты и паузы) — один удар на четверть, два удара на половинку. Обратить внимание: в упражнении 12 и далее строго выдерживать длительность нот и пауз. Принцип тот же.



Упражнения 17 и 18.
 Сочетание четвертей, половинок и целых. Целые ноты считаются следующим образом: на удар ноги мы играем ноту, затем считаем удары начиная со второго. Получается так — «Нота — два — три — четыре». Во время целой паузы удары считаются «Пауза — два — три — четыре». Строго выдерживать длительность нот и пауз — особое внимание целой ноте перед целой паузой — «Нота — два — три — четыре, Пауза (закончилась нота) — два — три — четыре, Всё»



Упражнения с 19 по 22.
 Сочетание половинных с точкой и четвертей. Половинная с точкой считается так: «Удар (нота) — два — три».



Упражнение 23.
 Начиная с упражнения 23 нога работает как дирижёр, т.е. первая восьмая в такте приходится на удар ноги, вторая восьмая в такте приходится на движение ноги вверх, третья вниз, четвёртая вверх, пятая вниз и т.д. (1,и,2,и,3,и,4,и).



Упражнения 24 и 25.
 Сочетание четвертей и восьмых. Всё просто: четверть — удар, первая восьмая нога вверх, вторая вниз.



Упражнения 26 и 27.
 Тот же принцип, только с восьмыми паузами, то есть на паузу приходится удар ноги, а следующая за паузой восьмая играется на движение ноги вверх.



Упражнения 28 и 29.
 Сочетание четверти с точкой и восьмой. Что бы понять куда приходится нога вверх-вниз, нужно мысленно разбить четверть с точкой на восьмые.


 


Упражнения 30.
 Достаточно сложный ритм. Опять же необходимо просчитать куда приходится нога вверх, а куда вниз.



Упражнение 31.
 И тут начинается самое интересное — шестнадцатые. Принцип следующий: две ноты — нога вниз, две ноты — нога вверх. То есть первая шестнадцатая совпадает с ударом ноги, вторая пока нога на полу, третья когда нога приходит в верхнюю точку и четвёртая пока нога находится в верхней точке и затем цикл повторяется.


 


Упражнения 32 и 33.
 Сочетание шестнадцатых и восьмых.



Упражнения 34 и 35.
 Шестнадцатые ноты и паузы. Что бы точно воспроизвести эти ритмы нужно что бы нога чётко ходила вверх-вниз, а мысленно представлять пульс шестнадцатыми.


 


Упражнения 36 и 37.
 Восьмая с точкой, шестнадцатая и наоборот. Что бы точно воспроизвести эти ритмы нужно что бы нога чётко ходила вверх-вниз, а в голове шло движение шестнадцатыми.



Упражнение 38.
 Тот же принцип как и в упражнениях 35 и 36, только сложнее.



Упражнения с 39 по 41.
 Восьмые триоли. Всё очень просто: представьте вальс — Ум-ца-ца, Ум-ца-ца, Ум-ца-ца, Ум-ца-ца и так далее.



Упражнения с 42 по 46.
 Для того чтобы объяснить четвертные триоли, обычно нужны музыкальные примеры, образы, а так же размахивать руками, петь, делать страшные глаза и в это время ещё и ногой отбивать четверти — всё это напоминает какой-то жуткий танец :)  Совпадает с первой нотой четвертной триоли только первый и третий удар ногой в такте, второй и третий удар расположены между второй и третьей долей триоли, но это нам уже не поможет... Нога не должна сбиваться. Получится не сразу, только тогда, когда движение ноги будет доведено до автоматизма. Просчитать с математической точностью четвертные триоли на самом деле вполне возможно. Для этого необходимо мысленно разбить четверти в четвертной триоли на восьмые длительности. Таким образом мы получим вместо одной четвертной триоли, то есть трёх нот укладывающихся на два удара ноги, две обыкновенные восьмые триоли, по три ноты на каждый удар ноги, которые очень даже легко вычислить. Теперь остаётся только "залиговать", то есть соединить лигами парами по две восьмые в восьмых триолях. Получается что мы мысленно разбили одну четвертную триоль на две восьмые триоли: "1, 2, 3; 1, 2, 3;", но исполним в первой триоли только первую и третью доли, а во второй триоли только вторую долю. То есть получится так: "1, -, 3; -, 2, -;" —  безупречная четвертная триоль. Что и требовалось доказать)

Упражнение 47. Половинные триоли. Нога отбивает четверти, мысленно проигрываем четвертные триоли, объединяя их по парам в половинные.

Упражнение 48. Заключительное. Постепенное дробление на всё более мелкие длительности от целой ноты до тридцатьвторых и обратно. 


 


       Сначала нужно что бы учащийся научился считать, то есть чётко осознавал на какую долю приходится нота, довёл это умение практически до автоматизма. Очень сложно новичку уследить за всем сразу — особенно в то время когда он ещё не твёрдо знает на какой линеечке расположена какая нота и какие клавиши саксофона нужно нажать именно для этой ноты, а тут ещё и нужно высчитать куда приходится нота на удар ноги или на отражение (вверх или вниз) — разумеется это очень непросто (тем более что в этот момент приходится думать и о губах, пальцах, дыхании и т.д.) поэтому сложности надо добавлять постепенно. Когда ученик прекрасно представляет куда приходится "нога вверх-вниз" и может чётко отстучать ногой вверх-вниз все ноты, только тогда он и сможет уже полностью контролировать процесс и стучать ногой ровно, собственно тогда нога и начинает "управлять" человеком, т.е. "дирижировать", и вот только теперь можно начинать играть со счётом ногой под метроном, однако сейчас существует множество учебных материалов с фонограммами аккомпанемента и всё же лучше использовать их, так как это гораздо веселее, интереснее, хотя и сложнее чем игра с метрономом. На самом деле обычно когда ученик доходит до упражнения 33 он уже действительно начинает считать и играть ровно... Для начала необходимо присоединить ногу к игре (при этом можно даже раскачиваться всем телом — ничего страшного, позже это движение можно легко «выключить»). Как только нога "присоединится" к игре, следует исполнять со счётом "ногой" пьесы (песни), этюды, гаммы, упражнения. Уделяйте равное время как игре с фонограммами и метрономом, так и без них, вырабатывая внутреннее чувство темпа и времени.

      Движения ноги нужно отрабатывать разные: как малозаметные движения большого пальца внутри обуви (для академической музыки, так как среди академических музыкантов «счёт ногой» считается дурным тоном) и вплоть до хорошо слышимых ударов ноги по полу... (практически перкуссионный инструмент). Что бы не раскачиваться можно вес тела концентрировать на одной ноге ("стоять на одной ноге"), а вторую отставлять чуть в сторону только для опоры и ей считать, лучше не всей ступнёй, а только пальцами... 
      Поверьте, это совсем не сложно. Немного усилий и занудных упражнений и Вы уже сможете точно исполнить не очень несложные ритмы, а немного погодя, когда освоитесь, сможете читать любые ритмы в любых темпах...
      Систему счёта ритма «ногой» придумал не я. Меня научил этому способу кандидат искусствоведения, доцент Константин Александрович Квашнин, за что ему ОГРОМНОЕ СПАСИБО!


P.S. Рекомендация педагогам: когда объясняете тот или иной ритм, показывайте не только игру на саксофоне со счётом ногой, но и пойте, показывая движения ноги "вверх-вниз" кистью руки — это гораздо нагляднее и очень помогает ученику осознать откуда всё и куда
...

Антоша Хаймович ( тексты редакция от 06.06.2014)

МУЗЫКАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Учебные материалы для саксофона и других музыкальных инструментов

Все материалы доступны для скачивания (бесплатно).

официальный сайт: http://antoshahaimovich.com

Antosha Haimovich Saxophone 2016.05.03


просмотров: 998
  • симфония
  • музыка
  • танец
  • история
  • день рожденья
  • рок
  • композитор
  • HistoryRussianRock
  • Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
    TWENTY ONE PILOTS - REGIONAL AT BEST (CD)

    $12.78
    End Date: Thursday May-23-2019 9:40:10 PDT
    Buy It Now for only: $12.78
    |
    Motley Crue - Greatest Hits [New CD]

    $19.49
    End Date: Sunday May-5-2019 14:25:31 PDT
    Buy It Now for only: $19.49
    |
    100 Clear Plastic LP Outer Sleeves 3 Mil. HIGH QUALITY Vinyl Record Album Covers

    $6.40
    End Date: Sunday May-12-2019 8:01:56 PDT
    Buy It Now for only: $6.40
    |
    Ultimate Worship Collection Vol. 2 by Hillsong

    $25.00
    End Date: Saturday May-18-2019 16:12:26 PDT
    Buy It Now for only: $25.00
    |
    Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
    Search Results from «Озон» Музыкальные инструменты и оборудование
     
    Электронный музыкальный инструмент Casio CTK-240 синтезатор
    Casio CTK-240 синтезатор
    Синтезатор Casio CTK-240 открывает горизонты для начинающих музыкантов. Для того чтобы убедиться, что обучение может быть увлекательным инструмент имеет 50 композиций в памяти. А имея еще 100 тембров и 100 ритмов он раздвигает горизонты музыкального творчества....

    Цена:
    7590 руб

    Офисное оборудование Fellowes I-Spire Series, White Grey подставка для ног
    Fellowes I-Spire Series, White Grey подставка для ног
    Подставка Fellowes I-Spire Series приподнимает ноги, обеспечивая правильное и удобное положение во время работы. Нескользящая рельефная поверхность предотвращает скольжение стоп по поверхности подставки и делает ее использование комфортным. Стильный дизайн гармонично сочетается с любым интерьером....

    Цена:
    2620 руб

    Офисное оборудование Fellowes Standard подставка для ног
    Fellowes Standard подставка для ног
    Подставка для ног FS-48121 Standard специально разработана для улучшения кровообращения в ногах и спине и уменьшения нагрузки на поясницу.
    Настраиваемый угол наклона позволяет выбрать наиболее комфортное положение.
    Специальная массажная поверхность снимает усталость ног.
    Соответствует ГОСТ 12.2.032-78 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования. и требованиям СанПиН 2.2.2/2.4 134-03 п. 10.5."...

    Цена:
    1590 руб

    Электронный музыкальный инструмент M-Audio Code 49, Black MIDI-клавиатура
    M-Audio Code 49, Black MIDI-клавиатура
    Midi-контроллер M-Audio Code 49, выполненный в дизайнерском стиле "Mondrian-esque", поражающий воображение.

    Code контроллеры оборудованы всем необходимым для создания самого серьезного музыкального творения. Обширные параметры назначаемых регуляторов, банк фейдеров, ручки, кнопки, пэды и колеса модуляции и тона уже знакомы нашему взору, а новое в линейке контроллеров это X/Y Touchpad, который дает дополнительное и прямое взаимодействие с параметрами плагинов эффектов и инструментов через X/Y ось. Плюс клавиатура может быть разделена на 4 назначаемые зоны для максимальной гибкости и функциональности.

    Почти каждое DAW использует сочетание клавиш для выполнения общих функций (добавление треков, вырезание, вставка и т. д). теперь с поддержкой ASCII/HID команды сочетания клавиш можно сопоставить часто используемые прямо в сам контроллер, упорядочив рабочий процесс и сделав его более быстрым и эффективным. Code также поддерживает Mackie Control/HUI режим управления и поэтому вы можете работать с любым DAW с минимальными настройками.

    Code имеет 16 назначаемых, чувствительных к скорости нажатия барабанных пэдов с RGB подсветкой. Ручки, кнопки и фейдеры также имеют цветовую кодировку, показывая какой режим на них установлен.Буквенно- цифровой LED дисплей информирует о параметрах и настройках. Нет никакой путаницы, никаких догадок только точный контроль. Плюс в комплект входит программное обеспечение Ableton Live Lite, полная версия AIR Music Technology виртуальных инструментов Loom и Hybrid 3.0 - так что вы имеете доступ к лучшим инструментам для вашего творчества.

    Особенности:
    49 полноразмерных полувзвешенных клавиш с функцией aftertouch;
    16 пэдов со светодиодной RGB-подсветкой, чувствительных к скорости нажатия;
    режим Split с разделением клавиатуры на 4 зоны;
    X-Y тачпад;
    9 назначаемых слайдеров и 8 вращаемых регуляторов;
    колёса Pitch Bend и Modulation;
    кнопки управления транспортными функциями;
    совместимость с Mackie Control и HUI;
    питание по шине USB для удобства использования;
    5-пиновый MIDI-вход и выход для управления внешним синтезатором;
    входы для sustain-педали и педали экспрессии;
    6-разрядный светодиодный дисплей.
    Интерфейс: USB; 5-пиновый MIDI-вход и выход для управления внешним синтезатором; Входы для sustain- педали и педали экспрессии...

    Цена:
    23590 руб

     Ernie Ball 2406 струны для классической гитары Ernesto Palla
    Ernie Ball 2406 струны для классической гитары Ernesto Palla
    Черный нейлон.
    Посеребренная оплетка.

    Струны для классической гитары серии Ernesto Palla изготовлены из прочной нити нейлона. Четвертая, пятая и шестая струны представляют собой нити нейлона с обмоткой из посеребренной меди, что обеспечивает мягкое, и в то же время насыщенное звучание. Все без исключения струны Ernie Ball изготовлены с соблюдением самых высоких стандартов качества, что является гарантией их прочности, надёжности и долговечности....

    Цена:
    675 руб

     Ernie Ball Hybrid Slinky RPS Nickel Wound струны для электрической гитары (9-46)
    Ernie Ball Hybrid Slinky RPS Nickel Wound струны для электрической гитары (9-46)
    Серия Ernie Ball Reinforced Plain (RPS) - усиленная версия струн стандарта Slinky. Три первые струны имеют специальную бронзовую обмотку, закрепляющую скрутку крепления шариков - это предотвращает их разматывание, что, к сожалению, встречается довольно часто. Последние три струны по своим свойствам аналогичны струнам из серии Nickel Wound. Струны Hybrid Slinky RPS Nickel Wound сделаны из специально разработанных материалов, благодаря чему они достаточно прочные и стойкие на излом, что, в свою очередь, является гарантией их долговечности. И все это не в ущерб фирменному яркому и насыщенному звучанию струн Ernie Ball, которые помогают музыкантам по всему миру создавать своё уникальное творческое пространство.

    Калибр струн: 9-11-16-26-36-46
    Навивка: никелированная сталь
    Сердцевина: сталь...

    Цена:
    602 руб

     Цифровой синтезатор Yamaha NP-12WH, белый
    Цифровой синтезатор Yamaha NP-12WH, белый
    Портативный клавишный инструмент Yamaha NP-12WH прекрасно подходит для начинающего музыканта. Наслаждайтесь игрой на прекрасном инструменте, где бы вы не находились. Отличительная черта этого компактного и элегантного цифрового пианино - простота его...

    Цена:
    17990 руб

    Электроника Hohner Marine Band Deluxe 2005/20 A (M200510X) губная гармошка
    Hohner Marine Band Deluxe 2005/20 A (M200510X) губная гармошка
    Hohner Marine Band Deluxe 2005/20 A - это модернизированная модель классического Marine Band 1896/20. В отличии от традиционного варианта, ее корпус не покрыт краской, а выполнен из древесины очень твердой породы и лакирован специальным составом. Крышки...

    Цена:
    3757 руб

    Бытовой аксессуар Fellowes Climate Control подставка для ног
    Fellowes Climate Control подставка для ног
    Подставка для ног FS-80709 Climate Control специально разработана для снятия напряжения в мышцах ног и создания индивидуального микроклимата на рабочем месте.
    Функция Climate Control позволяет настраивать тепло- и воздухообмен зоны ног.
    Три температурных режима работы.
    Автоматическое отключение после 8 часов работы позволяет защитить подставку от перегрева.
    Возможность регулировки высоты 30 градусов....

    Цена:
    4840 руб

     Fusion JCA 205C электроакустическая гитара Уцененный товар (№14)
    Fusion JCA 205C электроакустическая гитара Уцененный товар (№14)
    Электроакустическая гитара 39 дюймов с вырезом.
    Верхняя дека: липовая фанера.
    Нижняя дека: липовая фанера.
    Обечайка: липовая фанера.
    Гриф: липа.
    Лады: желтые.
    Лицевая сторона грифа и подставка: клён.
    Звукосниматель: 3х-полосный эквалайзер.
    Дополнительно: хромированная крышка. 
    Струны: 3 нейлоновых + 3 стальных 

    ...

    Цена:
    2673 руб

    2008 Copyright © CanDance.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования