Музыкальная энциклопедия
Saxophone Саксофон 35 Счёт ритма Ногой, А.Хаймович v.2014

Счёт ритма "Ногой"

      Топать в такт музыке совсем несложно и абсолютно естественно. Для начала необходимо усвоить наиболее часто встречающийся счёт восьмыми длительностями нот (1,и,2,и,3,и,4,и), в котором удар ноги по полу приходится на сильную долю (1,_,2,_,3,_,4,_), а отражение на слабую (_,и,_,и,_,и,_,и). В движении ноги нужна чёткость и точность, т.е. должны быть чёткие точки "нога внизу", "нога наверху". Новичкам легче привязывать движения ноги к игре на саксофоне. На начальном этапе совершенно не обязательно соблюдать темп, можно ускорять, замедлять, главное что бы движения ноги совпадали с соответствующими долями такта. Разумеется лучше всего взять удобный темп, в котором можно будет всё просчитать и совершить наименьшее количество ошибок. После освоения упражнений с 1 по 30 включительно можно переходить к игре не сложных пьес с длительностями нот не мельче восьмых. К остальным упражнениям можно возвращаться по мере прогресса.

      Таблица соотношения дуольных и триольных длительностей нот и пауз с движениями ноги (галочками указаны движения ноги вверх и вниз):


 


Упражнения с 1 по 7.
 Всё очень просто: учащийся должен бить носком ноги по полу с каждой четвертной нотой (паузой). Нога работает как метроном. В первом упражнении пауз между нотами нет, во втором и далее нота перед паузой тянется ровно до начала этой паузы, то есть нота начинается на удар ноги и заканчивается на следующий удар.


 


Упражнение 8.
 Половинные ноты (паузы) в два раза продолжительнее чем четвертные, соответственно на каждую ноту будут приходиться уже два удара.



Упражнения с 9 по 16.
 Сочетание четвертей и половинок (ноты и паузы) — один удар на четверть, два удара на половинку. Обратить внимание: в упражнении 12 и далее строго выдерживать длительность нот и пауз. Принцип тот же.



Упражнения 17 и 18.
 Сочетание четвертей, половинок и целых. Целые ноты считаются следующим образом: на удар ноги мы играем ноту, затем считаем удары начиная со второго. Получается так — «Нота — два — три — четыре». Во время целой паузы удары считаются «Пауза — два — три — четыре». Строго выдерживать длительность нот и пауз — особое внимание целой ноте перед целой паузой — «Нота — два — три — четыре, Пауза (закончилась нота) — два — три — четыре, Всё»



Упражнения с 19 по 22.
 Сочетание половинных с точкой и четвертей. Половинная с точкой считается так: «Удар (нота) — два — три».



Упражнение 23.
 Начиная с упражнения 23 нога работает как дирижёр, т.е. первая восьмая в такте приходится на удар ноги, вторая восьмая в такте приходится на движение ноги вверх, третья вниз, четвёртая вверх, пятая вниз и т.д. (1,и,2,и,3,и,4,и).



Упражнения 24 и 25.
 Сочетание четвертей и восьмых. Всё просто: четверть — удар, первая восьмая нога вверх, вторая вниз.



Упражнения 26 и 27.
 Тот же принцип, только с восьмыми паузами, то есть на паузу приходится удар ноги, а следующая за паузой восьмая играется на движение ноги вверх.



Упражнения 28 и 29.
 Сочетание четверти с точкой и восьмой. Что бы понять куда приходится нога вверх-вниз, нужно мысленно разбить четверть с точкой на восьмые.


 


Упражнения 30.
 Достаточно сложный ритм. Опять же необходимо просчитать куда приходится нога вверх, а куда вниз.



Упражнение 31.
 И тут начинается самое интересное — шестнадцатые. Принцип следующий: две ноты — нога вниз, две ноты — нога вверх. То есть первая шестнадцатая совпадает с ударом ноги, вторая пока нога на полу, третья когда нога приходит в верхнюю точку и четвёртая пока нога находится в верхней точке и затем цикл повторяется.


 


Упражнения 32 и 33.
 Сочетание шестнадцатых и восьмых.



Упражнения 34 и 35.
 Шестнадцатые ноты и паузы. Что бы точно воспроизвести эти ритмы нужно что бы нога чётко ходила вверх-вниз, а мысленно представлять пульс шестнадцатыми.


 


Упражнения 36 и 37.
 Восьмая с точкой, шестнадцатая и наоборот. Что бы точно воспроизвести эти ритмы нужно что бы нога чётко ходила вверх-вниз, а в голове шло движение шестнадцатыми.



Упражнение 38.
 Тот же принцип как и в упражнениях 35 и 36, только сложнее.



Упражнения с 39 по 41.
 Восьмые триоли. Всё очень просто: представьте вальс — Ум-ца-ца, Ум-ца-ца, Ум-ца-ца, Ум-ца-ца и так далее.



Упражнения с 42 по 46.
 Для того чтобы объяснить четвертные триоли, обычно нужны музыкальные примеры, образы, а так же размахивать руками, петь, делать страшные глаза и в это время ещё и ногой отбивать четверти — всё это напоминает какой-то жуткий танец :)  Совпадает с первой нотой четвертной триоли только первый и третий удар ногой в такте, второй и третий удар расположены между второй и третьей долей триоли, но это нам уже не поможет... Нога не должна сбиваться. Получится не сразу, только тогда, когда движение ноги будет доведено до автоматизма. Просчитать с математической точностью четвертные триоли на самом деле вполне возможно. Для этого необходимо мысленно разбить четверти в четвертной триоли на восьмые длительности. Таким образом мы получим вместо одной четвертной триоли, то есть трёх нот укладывающихся на два удара ноги, две обыкновенные восьмые триоли, по три ноты на каждый удар ноги, которые очень даже легко вычислить. Теперь остаётся только "залиговать", то есть соединить лигами парами по две восьмые в восьмых триолях. Получается что мы мысленно разбили одну четвертную триоль на две восьмые триоли: "1, 2, 3; 1, 2, 3;", но исполним в первой триоли только первую и третью доли, а во второй триоли только вторую долю. То есть получится так: "1, -, 3; -, 2, -;" —  безупречная четвертная триоль. Что и требовалось доказать)

Упражнение 47. Половинные триоли. Нога отбивает четверти, мысленно проигрываем четвертные триоли, объединяя их по парам в половинные.

Упражнение 48. Заключительное. Постепенное дробление на всё более мелкие длительности от целой ноты до тридцатьвторых и обратно. 


 


       Сначала нужно что бы учащийся научился считать, то есть чётко осознавал на какую долю приходится нота, довёл это умение практически до автоматизма. Очень сложно новичку уследить за всем сразу — особенно в то время когда он ещё не твёрдо знает на какой линеечке расположена какая нота и какие клавиши саксофона нужно нажать именно для этой ноты, а тут ещё и нужно высчитать куда приходится нота на удар ноги или на отражение (вверх или вниз) — разумеется это очень непросто (тем более что в этот момент приходится думать и о губах, пальцах, дыхании и т.д.) поэтому сложности надо добавлять постепенно. Когда ученик прекрасно представляет куда приходится "нога вверх-вниз" и может чётко отстучать ногой вверх-вниз все ноты, только тогда он и сможет уже полностью контролировать процесс и стучать ногой ровно, собственно тогда нога и начинает "управлять" человеком, т.е. "дирижировать", и вот только теперь можно начинать играть со счётом ногой под метроном, однако сейчас существует множество учебных материалов с фонограммами аккомпанемента и всё же лучше использовать их, так как это гораздо веселее, интереснее, хотя и сложнее чем игра с метрономом. На самом деле обычно когда ученик доходит до упражнения 33 он уже действительно начинает считать и играть ровно... Для начала необходимо присоединить ногу к игре (при этом можно даже раскачиваться всем телом — ничего страшного, позже это движение можно легко «выключить»). Как только нога "присоединится" к игре, следует исполнять со счётом "ногой" пьесы (песни), этюды, гаммы, упражнения. Уделяйте равное время как игре с фонограммами и метрономом, так и без них, вырабатывая внутреннее чувство темпа и времени.

      Движения ноги нужно отрабатывать разные: как малозаметные движения большого пальца внутри обуви (для академической музыки, так как среди академических музыкантов «счёт ногой» считается дурным тоном) и вплоть до хорошо слышимых ударов ноги по полу... (практически перкуссионный инструмент). Что бы не раскачиваться можно вес тела концентрировать на одной ноге ("стоять на одной ноге"), а вторую отставлять чуть в сторону только для опоры и ей считать, лучше не всей ступнёй, а только пальцами... 
      Поверьте, это совсем не сложно. Немного усилий и занудных упражнений и Вы уже сможете точно исполнить не очень несложные ритмы, а немного погодя, когда освоитесь, сможете читать любые ритмы в любых темпах...
      Систему счёта ритма «ногой» придумал не я. Меня научил этому способу кандидат искусствоведения, доцент Константин Александрович Квашнин, за что ему ОГРОМНОЕ СПАСИБО!


P.S. Рекомендация педагогам: когда объясняете тот или иной ритм, показывайте не только игру на саксофоне со счётом ногой, но и пойте, показывая движения ноги "вверх-вниз" кистью руки — это гораздо нагляднее и очень помогает ученику осознать откуда всё и куда
...

Антоша Хаймович ( тексты редакция от 06.06.2014)

МУЗЫКАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Учебные материалы для саксофона и других музыкальных инструментов

Все материалы доступны для скачивания (бесплатно).

официальный сайт: http://antoshahaimovich.com

Antosha Haimovich Saxophone 2016.05.03


просмотров: 1122
  • симфония
  • музыка
  • танец
  • история
  • день рожденья
  • рок
  • композитор
  • HistoryRussianRock
  • Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
    TWENTY ONE PILOTS - REGIONAL AT BEST (CD)

    $17.99
    End Date: Monday Jul-29-2019 20:27:21 PDT
    Buy It Now for only: $17.99
    |
    2CD AC/DC GREATEST HITS Collection

    $15.00
    End Date: Saturday Aug-3-2019 11:02:20 PDT
    Buy It Now for only: $15.00
    |
    100 PLASTIC OUTER SLEEVES VINYL RECORD LP ALBUM COVERS

    $7.99
    End Date: Tuesday Jul-23-2019 9:29:50 PDT
    Buy It Now for only: $7.99
    |
    Nice Lot Of 20 45's Records 1960s-1980s 7" Vinyl

    $16.90
    End Date: Friday Aug-9-2019 17:39:33 PDT
    Buy It Now for only: $16.90
    |
    Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
    Новости компании «Nike», новинки. Купить в официальном магазине «Nike»
    Search Results from «Озон» Музыкальные инструменты и оборудование
    SKIFMUSIC. Гипермаркет музыкальных инструментов. 50 000 товаров для новичков и профессионалов с доставкой по России от 1 дня.
    2008 Copyright © CanDance.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования