Музыкальная энциклопедия
Saxophone Саксофон 33 Аппликатура, А.Хаймович v.2014

Аппликатура

Аппликатура саксофона — (от немецкого applikatur, и латинского applico — прикладываю, прижимаю)комбинация из нажатых и отпущенных кнопок клавиатуры саксофона для получения различных нот по всему диапазону, а так же тех или иных звуковых эффектов. Другими словами аппликатура саксофона — это то, "что нужно нажать, чтобы было красиво".

Для лучшего освоения аппликатуры саксофона для начала стоит разобраться с физическим принципом возникновения звукаи изменением его высоты в механизме под именем "Саксофон". Собственно что такое звук слышимый человеком? Некое звучащее тело колеблется, и "расшатывает" своими движениями воздух, то есть заставляет его волнообразно колебаться. Колебания распространяются в атмосфере и эта "пульсация" воздуха воздействует на барабанную перепонку в ушах человека, далее срабатывает механизм слуховых органов, который в конечном итоге трансформирует полученную информацию в нервные импульсы и передаёт их в мозг, где всё это анализируется и человек понимает, что такое он собственно услышал. Это несколько упрощённая схема, так как мы слышим не только ушами, но и чувствуем звук вестибулярным аппаратом, кожей всего тела, а особенно громкие и низкие звуки даже с помощью внутренних органов. Собственно сам саксофонист в момент игры, в добавок ко всему, воспринимает звук, передаваемый с мундштука через зубы и кости черепа, непосредственно на органы воспринимающие звуковые колебания, что в свою очередь несколько искажает восприятие и саксофонист слышит свой звук не совсем так, как его воспринимают слушатели в реальности. Этот эффект подобен тому как неправдоподобно мы слышим свой собственный голос.

Теперь разберёмся собственно с саксофоном. Основным звучащим телом в случае с духовыми инструментами является столб воздуха, заключённый внутри инструмента. Разумеется сам корпус саксофона тоже звучит, однако заставляет его вибрировать именно столб воздуха находящийся внутри. Когда мы дуем в мундштук саксофона, воздушной струя стремится закрыть входное отверстие кончиком трости саксофона, которая несколько прогибается под воздействием силы потока воздуха, однако трость имеет собственную упругость и поэтому не только противостоит, но и по инерции проходит положение покоя, но так как мы не перестаём воздействовать на неё с помощью выдыхаемого воздуха, трость снова вынуждена пытаться закрыть клюв мундштука и вновь начинает действовать упругость, и так далее. Цикл повторяется вновь и вновь, причём с очень высокой скоростью, что правильнее стоит назвать частотой. На самом деле трость колеблется с достаточно широким спектром частот, то есть если тонкий кончик трости вибрирует с высокой частотой, то участки трости более удалённые от кончика, выдают всё более низкие и ещё более низкие частоты. Колебание трости возбуждает колебание воздушного столба, заключённого внутри саксофона, что в свою очередь порождает вибрацию всего корпуса и механизмов саксофона. Таким образом звучит саксофон. Высота звука зависит от длинны столба воздуха, которую мы можем регулировать с помощью клапанов. Если закрыть все клапаны и извлечь звук, то получится самая низкая нота, предусмотренная конструкцией саксофона, так как длинна воздушного столба будет максимальной. Если открыть один самый нижний клапан, то длинна воздушного столба уменьшится и звук станет на полтона выше. Таким образом, закрывая клапаны саксофона, мы понижаем звук на соответствующие интервалы, а открывая, повышаем. Однако при игре на саксофоне используются звуки находящиеся ещё выше, чем при всех открытых клапанах. Это достигается с помощью октавного клапана, который помогает разделить столб воздуха пополам, что позволять извлечь звук с частотой вдвое выше, то есть выше на октаву. Об этом поговорим подробнее в главе посвящённой обертонам. Таким образом мы можем воздействовать на высоту звука с помощью изменения длинны звучащего столба воздуха заключённого в саксофоне, а так же с помощь изменения скорости выдыхаемого потока, что позволяет заставлять колебаться составные части столба воздуха, что в свою очередь даёт ещё более высокие звуки.

     Лучший способ для изучения аппликатуры — поставить рядом аппликатурную таблицу и ноты хорошо известной Вам песни, и читать ноты. Это как перевод с иностранного языка со словарём — через некоторое время многие слова становятся знакомыми.Вовсе не обязательно точно соблюдать ритм. Вполне достаточно если мелодия будет хоть сколько-нибудь узнаваема. Главное не учить отдельные произведения наизусть, не доводить их до совершенства, а прочитать как можно большее количество различных мелодий, уделяя основное внимание именно правильности аппликатурных комбинаций. Это наиболее быстрый и приятный способ качественного изучения аппликатуры. 

      В таблице "Аппликатура саксофона для начинающих" отображён принцип аппликатуры саксофона. Обратите внимание на ряд цифр: 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 1/2 и 6м, 31/2, 3м, 11/2, 0 — это "табулатура для саксофона". Не стоит злоупотреблять пометками аппликатуры в нотах, табулатура предназначена в первую очередь для того, чтобы преподаватель быстро и понятно подсказывал или корректировал начинающего саксофониста в процессе игры. "Белые" ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си первой октавы обозначаются цифрами, соответствующими количеству нажатых клапанов — "Семь, Шесть, Пять, Четыре, Три, Два, Один". Во второй октаве то же самое, но первое время приходится напоминать об октавном клапане. До второй и третьей октавы — "Половина". "Чёрные" ноты обозначаются цифрами с дополнениями: Ре-диез "Шесть с мизинцем", Фа-диез — "три с половиной", Соль-диез — "Три с мизинцем", Си-бемоль — "полтора", а До-диез — "ноль".

Для нот До, Си-бемоль и Фа-диез основного диапазона саксофона существует несколько аппликатурных комбинаций, которые можно использовать в различных ситуациях. Однако стоит изначально изучить и использовать именно основные аппликатуры по одной комбинации для каждой из нот, чтобы в процессе чтения нотного текста или импровизации перед Вами не вставал выбор подходящей в данном случае аппликатуры. В Логике есть такая аксиома: "Любое появление вариативности ведёт к усложнению алгоритма."  Трельные клапаны нужно использовать только для трелей, регистра альтиссимо и спецэффектов. Во время исполнения Музыки нужно думать об образе и эмоциях, а не о том какой аппликатурой удобнее взять ту или иную ноту в данном случае. Что же касается саксофона в джазе, использование основной аппликатуры, можно даже сказать необходимо, так как аппликатурные комбинации диктуются фразировкой и в них скрыта вполне определённая логика.

Трельные клапаны стоит использовать только для исполнения мелизмов (трелей, мордентов и других), если же сочетания нот Си — До, Си-бемоль (Ля-диез) — Си или Фа — Фа-диез (Соль-бемоль) встречаются не в украшениях, а в мелодии, то для нот До, Си-бемоль (Ля-диез) и Фа-диез (Соль-бемоль) первой и второй октавы использовать именно основную аппликатуру, то есть без применения трельных клапанов.

Ноту До второй и третьей октавы всегда нужно брать основной аппликатурой (средний палец левой руки), не используя трельного клапана До, даже при последовательности нот Си — До или обратной.

Ноты Си-бемоль первой и второй октавы нужно брать исключительно указательным пальцем левой руки, то есть указательный палец левой руки должен закрыть сразу два клапана — клапаны Си и Си-бемоль. При последовательности нот Си — Си-бемоль или обратной клапан Си закрывается началом второй фаланги указательного пальца левой руки, а кончик указательного пальца левой руки как бы "нависает" над клапаном Си-бемоль и в нужный момент его закрывает. В этот момент указательный палец левой руки делает небольшое дугообразное движение в суставе. Поверьте это совсем не сложно и в процессе практики палец сам найдёт удобное для себя движение.

Ноту Фа-диез первой и второй октавы также всегда нужно брать основной аппликатурой (средний палец правой руки), не используя трельного клапана Фа-диез, даже при последовательности нот Фа — Фа-диез или обратной.

Если же у Вас есть уже большой опыт игры на кларнете или флейте (например музыкальная школа и училище, то есть в общей сложности более 10 лет), и Вы не собираетесь в дальнейшем полностью отказываться от игры на этих инструментах, посвятив себя исключительно саксофону, стоит оставить всё как есть, и использовать на саксофоне привычную аппликатуру кларнета или флейты, чтобы не создавать излишней путаницы и не тратить время и силы понапрасну.

Основной диапазон альт и тенор саксофонов составляет чуть более двух с половиной октав, однако можно расширить диапазон вверх ещё на октаву и использовать регистр, называемый "альтиссимо", который будет полезен например для эффектного и яркого соло. Из-за конструкционных различий между альт и тенор саксофонами аппликатура регистра альтиссимо будет не одинаковая. Так же существует множество вариантов аппликатур для различных нот. У каждой аппликатуры есть свои достоинства и недостатки — какие-то позволяют легче извлекать требуемый звук и устойчиво его удерживать, какие-то имеют более точную интонацию, какие-то берутся с помощью удобной и логичной аппликатуры, позволяющей относительно легко переходить с ноты на ноту. Я выбрал для себя такие варианты аппликатур регистра для альт и тенор саксофонов, которые достаточно устойчивы по звукоизвлечению, подвергаются несложной корректировке интонации, а так же логичны по переключению между аппликатурами различных нот при исполнении ладов, аккордов и арпеджио.

Аппликатура регистра альтиссимо для альт-саксофона

Аппликатура регистра альтиссимо для тенор-саксофона

Однако для извлечения нот в третьей и четвёртой октаве на саксофоне нужно не столько знание аппликатур, сколько достаточно серьёзные навыки и умения в управлении дыханием и точная работа амбюшура. Для начала освоения регистра альтиссимо стоит обратить своё внимание на упражнения направленные на извлечение обертонов и многозвучий, затем добиться чёткого извлечения ноты Фа третьей октавы с помощью фронтального клапана Фа, который в англоязычной методической литературе ещё называют "Harmonic Key". Прочувствовать правильное звукоизвлечение в регистре альтиссимо, так же как и в основном регистре, помогут упражнения на вибрато и филированные звуки. После ноты Фа третьей октавы, освоить ноту Ми третьей октавы, которая несколько более трудна в звукоизвлечении, затем Фа-диез и далее продолжить двигаться вверх по хроматизму. Сначала будет проще переходить с ноты на ноту без атаки с помощи языка (legato), затем необходимо освоить как штрих деташе (detache), так и другие виды артикуляции. Потом можно начать играть лады, аккорды и арпеджио, постепенно расширяя диапазон вверх.

Антоша Хаймович ( тексты редакция от 06.06.2014)

МУЗЫКАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Учебные материалы для саксофона и других музыкальных инструментов

Все материалы доступны для скачивания (бесплатно).

официальный сайт: http://antoshahaimovich.com

Antosha Haimovich Saxophone 2016.05.03


просмотров: 12701
  • симфония
  • музыка
  • танец
  • история
  • день рожденья
  • рок
  • композитор
  • HistoryRussianRock
  • Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
    100 Clear Plastic LP Outer Sleeves 3 Mil. HIGH QUALITY Vinyl Record Album Covers

    $5.99
    End Date: Monday Jan-21-2019 20:25:21 PST
    Buy It Now for only: $5.99
    |
    Audio Cassette Tape Head Cleaner with Cleaning Solution

    $9.66
    End Date: Monday Feb-11-2019 10:38:31 PST
    Buy It Now for only: $9.66
    |
    QUEEN,Greatest Hits CD,NEW! 17 Best Hits Freddie Mercury, Brian May,Roger Taylor

    $11.95
    End Date: Monday Feb-4-2019 12:24:57 PST
    Buy It Now for only: $11.95
    |
    The Beatles White Album Remastered 2 CD New Sealed Fast Free Shipping

    $9.74
    End Date: Sunday Jan-27-2019 23:39:35 PST
    Buy It Now for only: $9.74
    |
    Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
    Search Results from «Озон» Музыкальные инструменты и оборудование
     
    Электронный музыкальный инструмент M-Audio Axiom Air Mini 32, Black MIDI-клавиатура
    M-Audio Axiom Air Mini 32, Black MIDI-клавиатура
    M-Audio Axiom Air Mini 32 предлагает широкие возможности управления, но остается простым в использовании. Технология HyperControl мгновенно отображает панель управления для безупречной работы с вашим записывающим программным обеспечением, поэтому не потребуется дополнительная настройка. Настройте установку прямо с клавиатуры — не потребуется редактирование программного обеспечения. Сохраните избранное в 10 слотах памяти для мгновенного вызова.

    С программным обеспечением Ignite, вы сможете быстро захватить ваши идеи и достичь профессиональных результатов. Индивидуальные музыкальные идеи захваченные как фразы, называются просто клипами. Несколько клипов могут быть воспроизведены вместе или даже сгруппированы для создания более сложных фраз и секций песен. Ignite обеспечивает бесшовную интеграцию с любым клавиатурным контроллером M-Audio. После подключения к компьютеру основные параметры будут автоматически назначены.

    Устройство идеально подходит мобильных музыкантов. Компактный Axiom AIR Mini 32 обслуживает до 8 пэдов и 32 мини-клавиш, открывая новые пути к выразительности. Pitch Bend, Modulation и Sustain кнопки добавляют серьезные возможности производительности. Octave shift клавиши обеспечивает доступ ко всему диапазону MIDI нот.

    В комплекте с Ignite поставляются более 275 замечательных инструментальных звуков, разработанных AIR Music Technology. В дополнение к универсальному арпеджиатору, Smart MIDI-технология обеспечивает Chord Player и Phrase Player, которые могут представить новые музыкальные партии для повышения вашей производительности. Поделитесь своими музыкальными идеями и песнями с другими музыкантами через SoundCloud-всё это, не покидая Ignite. Кроме того, вы можете экспортировать WAV, MP3 и MIDI файлы, а затем импортировать их в любое DAW записывающее программное обеспечение, в том числе Pro Tools....

    Цена:
    8023 руб

     J-40B, Black стойка для акустической гитары
    J-40B, Black стойка для акустической гитары
    Цена:
    649 руб

    Электронный музыкальный инструмент Casio CTK-240 синтезатор
    Casio CTK-240 синтезатор
    Синтезатор Casio CTK-240 открывает горизонты для начинающих музыкантов. Для того чтобы убедиться, что обучение может быть увлекательным инструмент имеет 50 композиций в памяти. А имея еще 100 тембров и 100 ритмов он раздвигает горизонты музыкального творчества....

    Цена:
    6990 руб

    Электронный музыкальный инструмент D'Addario EPS520 струны для электрогитары
    D'Addario EPS520 струны для электрогитары
    Струны D'addario EPS520 обеспечивают очень яркое, хрустящее звучание и защиту от коррозии в течение длительного срока эксплуатации. Они изготавливаются с применением стойкого к коррозии стального сплава с высокими магнитными свойствами, обеспечивающего сверх-яркую тональность без резких обертонов.

    Круглая стальная оплетка
    Натяжение: Super Light
    Толщина: 0.009-0,011-0,016-0,024-0,032-0.042...

    Цена:
    569 руб

    Электронный музыкальный инструмент D'Addario EXL165-5 струны для бас-гитары
    D'Addario EXL165-5 струны для бас-гитары
    Струны D'Addario EXL165-5 для пятиструнной бас гитары с никелированным покрытием, которые прекрасно подходят для всех стилей.

    Натяжение: Regular Light Top/Medium Bottom
    Long Scale
    G-45, D-65, A-85, E-105, B-135...

    Цена:
    1589 руб

     Belucci BC3820 , Red акустическая гитара
    Belucci BC3820 , Red акустическая гитара
    Цена:
    2899 руб

    Электронный музыкальный инструмент D'Addario EXL140 струны для электрической гитары
    D'Addario EXL140 струны для электрической гитары
    D'addario EXL140 – один из наиболее популярных гибридных комплектов D'Addario, сочетающий верхние струны из набора EXL110 (калибра .010) и тяжелые нижние струны (калибра .052). Такая комбинация обладает мощным низовым звуком, необходимым для пауэр-аккордов, а стальные струны без обмотки обеспечивают необходимую гибкость при оттягивании.

    Струны XL с никелевой обмоткой - самые популярные струны D'Addario для электрогитары - выполняются в прецизионной обмотке из стали с никелевым покрытием, нанесенной на тщательно изготовленный сердечник шестигранного профиля из стали с высоким содержанием углерода. В результате получаются струны с долгим, отчетливо ярким звучанием и превосходной интонацией, идеально подходящие для самого широкого спектра гитар и музыкальных стилей.

    Первые струны: высокоуглеродистая сталь
    Басовые струны: сталь (никелевое покрытие) - круглая обмотка
    Шестигранный корд
    Натяжение: Light Top/Heavy Bottom...

    Цена:
    434 руб

    Электронное устройство ESI U22 XT, Red аудиоинтерфейс
    ESI U22 XT, Red аудиоинтерфейс
    ESI U22 XT — USB-интерфейс, совместимый с Mac и PC. Модель выполнена в прочном корпусе, имеет два входных и два выходных аналоговых канала и может работать в режиме до 24 бит/96 кГц.

    Интерфейс имеет два аналоговых входа и два аналоговых выхода с RCA подключением, микрофонный предусилитель с XLR входом и поддержкой +48V фантомного питания, Hi-Z инструментальный вход для гитар, высококачественный выход для наушников и TRS линейные выходы.

    Общая громкость и громкость наушников управляется регулятором, расположенным на передней панели. Со стороны программного обеспечения U22 XT обеспечивает очень низкую задержку с драйверами, поддерживающими WDM, ASIO 2.0 и CoreAudio, основанными на технологии EWDM и DirectWIRE.

    В комплект поставки входит программное обеспечение Bitwig 8-Track – эффективная цифровая рабочая станция для производства музыки подобно профессионалу. С этой программой вы моментально сможете начать работать прямо с интерфейса без другого дополнительного ПО. Записывайте и аранжируйте, импровизируйте и исполняйте или делайте все одновременно с этим профессиональным решением, которое разрабатывалось музыкантами для музыкантов....

    Цена:
    7999 руб

    Электронный музыкальный инструмент M-Audio Code 61, Black MIDI-клавиатура
    M-Audio Code 61, Black MIDI-клавиатура
    Midi-контроллер M-Audio Code 61, выполненный в дизайнерском стиле "Mondrian-esque", поражающий воображение.

    Code контроллеры оборудованы всем необходимым для создания самого серьезного музыкального творения. Обширные параметры назначаемых регуляторов, банк фейдеров, ручки, кнопки, пэды и колеса модуляции и тона уже знакомы нашему взору, а новое в линейке контроллеров это X/Y Touchpad, который дает дополнительное и прямое взаимодействие с параметрами плагинов эффектов и инструментов через X/Y ось. Плюс клавиатура может быть разделена на 4 назначаемые зоны для максимальной гибкости и функциональности.

    Почти каждое DAW использует сочетание клавиш для выполнения общих функций (добавление треков, вырезание, вставка и т. д). теперь с поддержкой ASCII/HID команды сочетания клавиш можно сопоставить часто используемые прямо в сам контроллер, упорядочив рабочий процесс и сделав его более быстрым и эффективным. Code также поддерживает Mackie Control/HUI режим управления и поэтому вы можете работать с любым DAW с минимальными настройками.

    Code имеет 16 назначаемых, чувствительных к скорости нажатия барабанных пэдов с RGB подсветкой. Ручки, кнопки и фейдеры также имеют цветовую кодировку, показывая какой режим на них установлен.Буквенно- цифровой LED дисплей информирует о параметрах и настройках. Нет никакой путаницы, никаких догадок только точный контроль. Плюс в комплект входит программное обеспечение Ableton Live Lite, полная версия AIR Music Technology виртуальных инструментов Loom и Hybrid 3.0 - так что вы имеете доступ к лучшим инструментам для вашего творчества.

    Особенности:
    61 полноразмерная полувзвешенная клавиша с функцией aftertouch;
    16 пэдов со светодиодной RGB-подсветкой, чувствительных к скорости нажатия;
    режим Split с разделением клавиатуры на 4 зоны;
    X-Y тачпад;
    9 назначаемых слайдеров и 8 вращаемых регуляторов;
    колёса Pitch Bend и Modulation;
    кнопки управления транспортными функциями;
    совместимость с Mackie Control и HUI;
    питание по шине USB для удобства использования;
    5-пиновый MIDI-вход и выход для управления внешним синтезатором;
    входы для sustain-педали и педали экспрессии;
    6-разрядный светодиодный дисплей.
    Интерфейс: USB; 5-пиновый MIDI-вход и выход для управления внешним синтезатором; Входы для sustain- педали и педали экспрессии...

    Цена:
    27490 руб

    Электронный музыкальный инструмент The ONE Light Black цифровой синтезатор
    The ONE Light Black цифровой синтезатор
    Смарт синтезатор The ONE Light сможет сам научить вас играть. Просто подключите ваш планшет или смартфон, скачайте бесплатное приложение и получите доступ к тысячам нот, сотням видео, системам развития музыкального слуха и множеству других возможностей. Начните ваше обучение с персональным репетитором из Hoffman Academy of Music (Портленд, США): изучите сольфеджио, сочините и исполните свою первую мелодию, а если вам кажется это скучным, посоревнуйтесь с друзьями в интерактивных играх. В приложении вы найдете как классические произведения, так и мировые хиты поп и рок музыки: От Бетховена и Моцарта, до Мадонны и Адель. В процессе изучения мелодий, система обучения будет оценивать ваш уровень игры, а подсветка нот на клавиатуре поможет верно сыграть мелодию и получить максимальную оценку.
    Инструмент, разработанный в 2015 году в Сан-Франциско и изменивший стереотипы о том, что обучение может быть скучным!
    Победитель в номинации "Умный дом", CES Innovation awards; Серебряный призер Edison Awards в номинации "Развитие таланта"; Лучшее мобильное приложение 2016 года по версии Webby Awards -все это смартпиано The ONE.

    The ONE Light на данный момент является лучшим продуктом, что мы оценивали в этом году". – Жюри NAPPA Awards 2016.
    "Лучший инструмент обучения для начального уровня". - Best Tools for Schools Awards, NAMM 2016....

    Цена:
    24990 руб

    2008 Copyright © CanDance.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования