Музыкальная энциклопедия
Saxophone Саксофон 33 Аппликатура, А.Хаймович v.2014

Аппликатура

Аппликатура саксофона — (от немецкого applikatur, и латинского applico — прикладываю, прижимаю)комбинация из нажатых и отпущенных кнопок клавиатуры саксофона для получения различных нот по всему диапазону, а так же тех или иных звуковых эффектов. Другими словами аппликатура саксофона — это то, "что нужно нажать, чтобы было красиво".

Для лучшего освоения аппликатуры саксофона для начала стоит разобраться с физическим принципом возникновения звукаи изменением его высоты в механизме под именем "Саксофон". Собственно что такое звук слышимый человеком? Некое звучащее тело колеблется, и "расшатывает" своими движениями воздух, то есть заставляет его волнообразно колебаться. Колебания распространяются в атмосфере и эта "пульсация" воздуха воздействует на барабанную перепонку в ушах человека, далее срабатывает механизм слуховых органов, который в конечном итоге трансформирует полученную информацию в нервные импульсы и передаёт их в мозг, где всё это анализируется и человек понимает, что такое он собственно услышал. Это несколько упрощённая схема, так как мы слышим не только ушами, но и чувствуем звук вестибулярным аппаратом, кожей всего тела, а особенно громкие и низкие звуки даже с помощью внутренних органов. Собственно сам саксофонист в момент игры, в добавок ко всему, воспринимает звук, передаваемый с мундштука через зубы и кости черепа, непосредственно на органы воспринимающие звуковые колебания, что в свою очередь несколько искажает восприятие и саксофонист слышит свой звук не совсем так, как его воспринимают слушатели в реальности. Этот эффект подобен тому как неправдоподобно мы слышим свой собственный голос.

Теперь разберёмся собственно с саксофоном. Основным звучащим телом в случае с духовыми инструментами является столб воздуха, заключённый внутри инструмента. Разумеется сам корпус саксофона тоже звучит, однако заставляет его вибрировать именно столб воздуха находящийся внутри. Когда мы дуем в мундштук саксофона, воздушной струя стремится закрыть входное отверстие кончиком трости саксофона, которая несколько прогибается под воздействием силы потока воздуха, однако трость имеет собственную упругость и поэтому не только противостоит, но и по инерции проходит положение покоя, но так как мы не перестаём воздействовать на неё с помощью выдыхаемого воздуха, трость снова вынуждена пытаться закрыть клюв мундштука и вновь начинает действовать упругость, и так далее. Цикл повторяется вновь и вновь, причём с очень высокой скоростью, что правильнее стоит назвать частотой. На самом деле трость колеблется с достаточно широким спектром частот, то есть если тонкий кончик трости вибрирует с высокой частотой, то участки трости более удалённые от кончика, выдают всё более низкие и ещё более низкие частоты. Колебание трости возбуждает колебание воздушного столба, заключённого внутри саксофона, что в свою очередь порождает вибрацию всего корпуса и механизмов саксофона. Таким образом звучит саксофон. Высота звука зависит от длинны столба воздуха, которую мы можем регулировать с помощью клапанов. Если закрыть все клапаны и извлечь звук, то получится самая низкая нота, предусмотренная конструкцией саксофона, так как длинна воздушного столба будет максимальной. Если открыть один самый нижний клапан, то длинна воздушного столба уменьшится и звук станет на полтона выше. Таким образом, закрывая клапаны саксофона, мы понижаем звук на соответствующие интервалы, а открывая, повышаем. Однако при игре на саксофоне используются звуки находящиеся ещё выше, чем при всех открытых клапанах. Это достигается с помощью октавного клапана, который помогает разделить столб воздуха пополам, что позволять извлечь звук с частотой вдвое выше, то есть выше на октаву. Об этом поговорим подробнее в главе посвящённой обертонам. Таким образом мы можем воздействовать на высоту звука с помощью изменения длинны звучащего столба воздуха заключённого в саксофоне, а так же с помощь изменения скорости выдыхаемого потока, что позволяет заставлять колебаться составные части столба воздуха, что в свою очередь даёт ещё более высокие звуки.

     Лучший способ для изучения аппликатуры — поставить рядом аппликатурную таблицу и ноты хорошо известной Вам песни, и читать ноты. Это как перевод с иностранного языка со словарём — через некоторое время многие слова становятся знакомыми.Вовсе не обязательно точно соблюдать ритм. Вполне достаточно если мелодия будет хоть сколько-нибудь узнаваема. Главное не учить отдельные произведения наизусть, не доводить их до совершенства, а прочитать как можно большее количество различных мелодий, уделяя основное внимание именно правильности аппликатурных комбинаций. Это наиболее быстрый и приятный способ качественного изучения аппликатуры. 

      В таблице "Аппликатура саксофона для начинающих" отображён принцип аппликатуры саксофона. Обратите внимание на ряд цифр: 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 1/2 и 6м, 31/2, 3м, 11/2, 0 — это "табулатура для саксофона". Не стоит злоупотреблять пометками аппликатуры в нотах, табулатура предназначена в первую очередь для того, чтобы преподаватель быстро и понятно подсказывал или корректировал начинающего саксофониста в процессе игры. "Белые" ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си первой октавы обозначаются цифрами, соответствующими количеству нажатых клапанов — "Семь, Шесть, Пять, Четыре, Три, Два, Один". Во второй октаве то же самое, но первое время приходится напоминать об октавном клапане. До второй и третьей октавы — "Половина". "Чёрные" ноты обозначаются цифрами с дополнениями: Ре-диез "Шесть с мизинцем", Фа-диез — "три с половиной", Соль-диез — "Три с мизинцем", Си-бемоль — "полтора", а До-диез — "ноль".

Для нот До, Си-бемоль и Фа-диез основного диапазона саксофона существует несколько аппликатурных комбинаций, которые можно использовать в различных ситуациях. Однако стоит изначально изучить и использовать именно основные аппликатуры по одной комбинации для каждой из нот, чтобы в процессе чтения нотного текста или импровизации перед Вами не вставал выбор подходящей в данном случае аппликатуры. В Логике есть такая аксиома: "Любое появление вариативности ведёт к усложнению алгоритма."  Трельные клапаны нужно использовать только для трелей, регистра альтиссимо и спецэффектов. Во время исполнения Музыки нужно думать об образе и эмоциях, а не о том какой аппликатурой удобнее взять ту или иную ноту в данном случае. Что же касается саксофона в джазе, использование основной аппликатуры, можно даже сказать необходимо, так как аппликатурные комбинации диктуются фразировкой и в них скрыта вполне определённая логика.

Трельные клапаны стоит использовать только для исполнения мелизмов (трелей, мордентов и других), если же сочетания нот Си — До, Си-бемоль (Ля-диез) — Си или Фа — Фа-диез (Соль-бемоль) встречаются не в украшениях, а в мелодии, то для нот До, Си-бемоль (Ля-диез) и Фа-диез (Соль-бемоль) первой и второй октавы использовать именно основную аппликатуру, то есть без применения трельных клапанов.

Ноту До второй и третьей октавы всегда нужно брать основной аппликатурой (средний палец левой руки), не используя трельного клапана До, даже при последовательности нот Си — До или обратной.

Ноты Си-бемоль первой и второй октавы нужно брать исключительно указательным пальцем левой руки, то есть указательный палец левой руки должен закрыть сразу два клапана — клапаны Си и Си-бемоль. При последовательности нот Си — Си-бемоль или обратной клапан Си закрывается началом второй фаланги указательного пальца левой руки, а кончик указательного пальца левой руки как бы "нависает" над клапаном Си-бемоль и в нужный момент его закрывает. В этот момент указательный палец левой руки делает небольшое дугообразное движение в суставе. Поверьте это совсем не сложно и в процессе практики палец сам найдёт удобное для себя движение.

Ноту Фа-диез первой и второй октавы также всегда нужно брать основной аппликатурой (средний палец правой руки), не используя трельного клапана Фа-диез, даже при последовательности нот Фа — Фа-диез или обратной.

Если же у Вас есть уже большой опыт игры на кларнете или флейте (например музыкальная школа и училище, то есть в общей сложности более 10 лет), и Вы не собираетесь в дальнейшем полностью отказываться от игры на этих инструментах, посвятив себя исключительно саксофону, стоит оставить всё как есть, и использовать на саксофоне привычную аппликатуру кларнета или флейты, чтобы не создавать излишней путаницы и не тратить время и силы понапрасну.

Основной диапазон альт и тенор саксофонов составляет чуть более двух с половиной октав, однако можно расширить диапазон вверх ещё на октаву и использовать регистр, называемый "альтиссимо", который будет полезен например для эффектного и яркого соло. Из-за конструкционных различий между альт и тенор саксофонами аппликатура регистра альтиссимо будет не одинаковая. Так же существует множество вариантов аппликатур для различных нот. У каждой аппликатуры есть свои достоинства и недостатки — какие-то позволяют легче извлекать требуемый звук и устойчиво его удерживать, какие-то имеют более точную интонацию, какие-то берутся с помощью удобной и логичной аппликатуры, позволяющей относительно легко переходить с ноты на ноту. Я выбрал для себя такие варианты аппликатур регистра для альт и тенор саксофонов, которые достаточно устойчивы по звукоизвлечению, подвергаются несложной корректировке интонации, а так же логичны по переключению между аппликатурами различных нот при исполнении ладов, аккордов и арпеджио.

Аппликатура регистра альтиссимо для альт-саксофона

Аппликатура регистра альтиссимо для тенор-саксофона

Однако для извлечения нот в третьей и четвёртой октаве на саксофоне нужно не столько знание аппликатур, сколько достаточно серьёзные навыки и умения в управлении дыханием и точная работа амбюшура. Для начала освоения регистра альтиссимо стоит обратить своё внимание на упражнения направленные на извлечение обертонов и многозвучий, затем добиться чёткого извлечения ноты Фа третьей октавы с помощью фронтального клапана Фа, который в англоязычной методической литературе ещё называют "Harmonic Key". Прочувствовать правильное звукоизвлечение в регистре альтиссимо, так же как и в основном регистре, помогут упражнения на вибрато и филированные звуки. После ноты Фа третьей октавы, освоить ноту Ми третьей октавы, которая несколько более трудна в звукоизвлечении, затем Фа-диез и далее продолжить двигаться вверх по хроматизму. Сначала будет проще переходить с ноты на ноту без атаки с помощи языка (legato), затем необходимо освоить как штрих деташе (detache), так и другие виды артикуляции. Потом можно начать играть лады, аккорды и арпеджио, постепенно расширяя диапазон вверх.

Антоша Хаймович ( тексты редакция от 06.06.2014)

МУЗЫКАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Учебные материалы для саксофона и других музыкальных инструментов

Все материалы доступны для скачивания (бесплатно).

официальный сайт: http://antoshahaimovich.com

Antosha Haimovich Saxophone 2016.05.03


просмотров: 14972
  • симфония
  • музыка
  • танец
  • история
  • день рожденья
  • рок
  • композитор
  • HistoryRussianRock
  • Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
    TWENTY ONE PILOTS - REGIONAL AT BEST (CD)

    $43.90
    End Date: Saturday Jul-6-2019 7:50:04 PDT
    Buy It Now for only: $43.90
    |
    HAPPILY EVER AFTER by NU'EST The 6th Mini Album [Ver. 1+2+3+4 - 4 items]

    $21.90
    End Date: Friday Jun-21-2019 18:12:33 PDT
    Buy It Now for only: $21.90
    |
    US SHIPPING Blackpink [Kill This Love] Album Random CD+2p Poster+Book+etc+Gift

    $23.99
    End Date: Sunday Jun-30-2019 14:39:34 PDT
    Buy It Now for only: $23.99
    |
    Madonna Madame X CD Deluxe Target Exclusive 2 EXTRA SONGS PRE ORDER

    $17.99
    End Date: Saturday Jun-29-2019 20:27:21 PDT
    Buy It Now for only: $17.99
    |
    SAXOPHONE DJALMA JULLIOT , LA COUTURE BOUSSEY , MARQUER 1910

    3 325,28 руб. (0 Bids)
    End Date: 20.06 21:14
    |
    Selmer Super Action 80 Alto Sax саксофон Париж

    154 495,11 руб. (0 Bids)
    End Date: 22.06 21:42
    |
    Yamaha YAS-32 яс 32 запись модель альт саксофонов и жесткий чехол из Японии

    41 215,87 руб.
    End Date: 16.07 02:35
    Buy It Now for only: US 41 215,87 руб.
    Buy it now |
    Б/у Альт саксофон Адольф 1877 бесплатная доставка

    510 432,77 руб.
    End Date: 14.07 12:48
    Buy It Now for only: US 510 432,77 руб.
    Buy it now |
    Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
    Search Results from «Озон» Музыкальные инструменты и оборудование
    SKIFMUSIC. Гипермаркет музыкальных инструментов. 50 000 товаров для новичков и профессионалов с доставкой по России от 1 дня.
    2008 Copyright © CanDance.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования