Музыкальная энциклопедия
Saxophone Саксофон 25 Упражнения для развития владения звуком, А.Хаймович v.2014

Комплекс ежедневных упражнений для развития владения звуком саксофона

Упражнение 1

"САМОЛЁТИК" И "КОРОВУШКА"

Упражнение "Самолётик" выполняется на ноте До-диез второй октавы ("средняя До-диез"; До-диез без октавного клапана, все клавиши отпущены). Поставьте ноги на ширину плеч, спина прямая, грудная клетка расправлена, голова прямо, подбородок прямо. Это и все последующие упражнения по работе над звуком лучше всего выполнять с закрытыми глазами. На средней громкости (mezzo forte), средней атакой звука (detache) берётся нота До-диез второй октавы и производится медленное и продолжительное нисходящее глиссандо с помощью постепенного открывания челюсти, как будто плавно переходите с гласного звука "О" на гласный "У". При этом необходимо усиливать мощность выдоха, иначе звук исчезнет. Стремимся продержать пониженный звук как можно дольше. Звук возможно понизить на полтора тона (малая терция) и более. Чем ниже опускается звук, тем больше требуется мощности выдоха, то есть при усилении выдоха громкость остаётся без изменений, нота понижается. Если появится ощущение, что при достижении самой нижней точки звука "диафрагма" начинает "трястись" от напряжения, значит упражнение выполняете верно. Чем ниже и дольше удастся опустить и удержать звук, тем лучше. На самом деле в этом процессе задействованы не только дыхание и челюсть, но и вся ротовая полость и глотка, точнее мягкое нёбо, которые для успешного понижения звука изменяют свою внутреннюю архитектуру, но думать об этом не нужно, так как организм выполнит все требуемые действия автоматически. Достаточно думать, что открываете челюсть и усиливаете интенсивность выдоха, при этом всё внимание необходимо концентрировать на звуке.

Упражнение "Коровушка" так же выполняется на ноте До-диез второй октавы. Все условия, что и в упражнении "Самолётик", но теперь звук последовательно понижается и повышается несколько раз, челюсть двигается плавно, подобно движениям при медленном жевании. Чем больше амплитуда ("размах") изменения высоты звука, тем лучше. Частота (скорость) достаточная для того, чтобы успеть на одном дыхании несколько раз понизить и повысить звук, не допуская прерывания звучания, а так же сохранив при этом контроль высоты звука.

Упражнениями "Самолётик" и "Коровушка" нужно начинать каждое занятие на саксофоне. С их помощью исполнительский аппарат настраивается на управление инструментом в первую очередь с помощью дыхания.

Упражнение 2

"СТУПЕНЬКИ И ЧЕЛНОКИ"

Все упражнения "Ступеньки и Челноки" выполняются на средней громкости (mezzo forte) с постепенным усилением при движении в крайние регистры (crescendo),переход с ноты на ноту без участия языка, слитно, без пауз (legato).

Упражнение "Ступеньки вниз". От ноты До-диез второй октавы последовательно спускаемся вниз по следующим нотам: Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До первой октавы, Си-бемоль малой октавы. Чем ниже нота, тем больше опускаем челюсть и добавляем мощность выдоха.

Упражнение "Челнок вниз". От ноты До-диез второй октавы последовательно исполняем скачки вниз к следующим нотам: Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До первой октавы, Си-бемоль малой октавы. На До-диез челюсть в закрытом положении, а на ноты к которым совершаем скачок челюсть приоткрываем, причём чем ниже нота, тем больше приоткрываем челюсть и добавляем мощность выдоха.

Упражнение "Ступеньки вверх". От ноты Ре второй октавы последовательно поднимаемся вверх по следующим нотам: Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До-диез и Ре третьей октавы. На ноте Ре второй октавы челюсть опущена, при подъёме, чем выше нота, тем больше закрываем челюсть и добавляем скорость выдоха.

Упражнение "Челнок вверх". От ноты Ре второй октавы последовательно исполняем скачки вверх к следующим нотам: Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До-диез и Ре третьей октавы. На ноте Ре второй октавы челюсть опущена, при подъёме, чем выше нота, тем больше закрываем челюсть и добавляем скорость выдоха.

Упражнение 3

"ВОДОПАДЫ"

Упражнение "Водопады" заключается в последовательных скачках на Си-бемоль малой октавы со следующих нот: Ре, Фа и Си-бемоль первой октавы, Ре, Фа и Си-бемоль второй октавы. Выполняется на большой громкости (forte), переход с верхних нот на ноту Си-бемоль малой октавы без участия языка, слитно, без пауз (legato).

Упражнение 4

ВЫДЕРЖАННЫЕ ЗВУКИ

Выдержанные звуки — звуки максимальной длительности ровные на всей продолжительности звучания по всем параметрам (звуковысотность, громкость, тембр).

Выполняются на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. Ни в коем случае не доводить выдох до изнеможения (вредно для здоровья). Цель не продолжительность, а ровность.

Упражнение 5

ФИЛИРОВАННЫЕ ЗВУКИ

Филированные звуки — звуки максимальной длительности с изменяющейся громкостью (динамикой) по следующей схеме: mp crescendo fff diminuendo ppp (сдержанно-тихо постепенное увеличение громкости до очень громко постепенное уменьшение громкости до очень тихо).

Выполняются на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. Следить за плавностью изменения громкости, особое внимание ровности звуковысотности. Громкость изменяется исключительно за счёт изменения интенсивности выдоха.

Упражнение 6

ВИБРАТО

Выполняется на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. На средней громкости (mf), средней атакой звука(detache) берётся нота и производится вибрато в среднем темпе и со средней амплитудой в течении небольшого промежутка времени, затем темп замедляется почти до остановки, и наконец ускоряем темп до среднего.  Амплитудувибрато на всём протяжении звуков сохраняем среднюю.

Упражнение 7

ВИБРАТО + ФИЛИРОВАННЫЕ ЗВУКИ

Выполняется на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. На маленькой громкости (pp), средней атакой звука(detache) берётся нота и производится вибрато в среднем темпе и со средней амплитудой, громкость постепенно увеличивается, затем уменьшается, темп и амплитуда вибрато остаются неизменны.

Упражнение 8

ЗАТУХАЮЩИЕ ЗВУКИ

      Выполняется на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. На средней громкости (mf), средней атакой звука(detache) берётся нота и производится вибрато в среднем темпе и со средней амплитудой, громкость быстро уменьшается, темп и амплитуда вибрато остаются неизменны. Стремимся к тому, чтобы звук затухал, растворяясь в тишине.

Упражнение 9

ГРОУЛ, ГРОУЛ + ВИБРАТО, ГРОУЛ РЕПЕТИЦИЯ

Гроул (от английского Growl — рычание) — общее название для группы звуковых эффектов исполняемых на саксофоне. Различные виды гроула можно получить с использованием голосовых связок (вокала), "французского язычка" ("хррр" — как будто полощете горло), языка (раскатистая "ррррр") и различные сочетания этих способов. В первую очередь стоит тренироваться в способе при котором рычание достигается одновременным пением и игрой на саксофоне, так как он наиболее универсален и востребован.

Упражнение "Гроул" выполняется на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. На большой громкости (forte), средней атакой звука(detache) берётся нота и одновременно поём ноту на кварту выше (или на квинту ниже). Цель — достичь ровного рычания и устойчивой интонации.

Упражнение "Гроул + Вибрато" выполняется на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. На достаточно большой громкости (f), средней атакой звука(detache) берётся нота с эффектом гроул и производится вибрато в среднем темпе, со средней амплитудой.Цель — ровность и стабильность.

Упражнение "Гроул репетиция" выполняется на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. На достаточно большой громкости (f), средней атакой звука(detache) берётся нота с эффектом гроул и производится несколько атак звука при помощи языка.Цель — стабильность звучания и чёткость атаки звука.

Упражнение 10

ОБЕРТОНЫ ОТ НИЖНЕЙ СИ-БЕМОЛЬ

Последовательно переходим с обертона на обертон от ноты Си-бемоль малой октавы.На средней громкости (mf), средней атакой звука (detache). Добиваемся чистого без призвуков тона, а так же точного попадания на требуемые обертоны.

Упражнение 11

"БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ"

Упражнение "Быстрее, Выше, Сильнее" нацелено на  владение фронтальной аппликатурой при извлечении нот Ми, Фа и Фа-диез третьей октавы. Исполняем Фа мажорное трезвучие от Фа второй октавы в восходящем движении к Фа третьей октавы, затем обратно, и так несколько раз. Выполняется на небольшой громкости (mp)при движении вверх громкость увеличивается (crescendo),а нота Фа третьей октавы акцентируется, то есть исполняется максимально громко и открыто (forte). Переход с ноты на ноту без участия языка, слитно, без пауз (legato). Чем выше нота, тем быстрее поток выдыхаемого воздуха.

Исполняем филированный звук с вибрато на ноте Фа третьей октавы, затем репетицию. Скорость выдоха высокая. Переходим (legato) с ноты Фа на ноту Ми третьей октавы, исполняем филированный звук с вибрато, репетицию. Теперь переходим (legato) с ноты Фа на ноту Ми третьей октавы, возвращаемся на Фа и поднимаемся на Фа-диез третьей октавы, также исполняем филированный звук с вибрато, репетицию.

Упражнение 12

"СУБТОН РЕПЕТИЦИЯ, СУБТОН ВИБРАТО"

Заключительное упражнение исполняется субтоном, и требует максимально расслабленного амбюшура и чрезвычайно большой мощности дыхания, особенно в нижнем регистре. Производим три атаки звука без помощи языка на ноте До-диез второй октавы, затем переходим (legato) с ноты До-диез на ноту Cи первой октавы и делаем медленное вибрато с амплитудой выше средней, производим три атаки звука без помощи языка на ноте Cи первой октавы, затем переходим (legato) на ноту Ля первой октавы и делаем медленное вибрато с амплитудой выше средней, производим три атаки звука без помощи языка на ноте Ля первой октавы, затем переходим на Соль первой октавы и делаем медленное вибрато, и так далее двигаемся вниз по диапазону по следующим нотам: Соль, Фа, Ми, Ре, До первой октавы, Си-бемоль малой октавы.

На выполнение всех двенадцати упражнений вполне достаточно восьми минут. Если Вы не будете лениться и станете ежедневно начинать свои занятия с последовательного выполнения этого комплекса упражнений, очень скоро Вы почувствуете что звук стал гораздо лучше и Ваша музыкальная палитра обогатилась новыми красками, однако не стоит останавливаться на достигнутом — предела совершенству нет!

     Тупое исполнение даже самых полезных упражнений имеет КПД (Коэффициент Полезного Действия) близкий к 0%. Бездумно дуть длинные ноты на форте, да ещё и по 30-40 минут, не то что бы не полезно, а просто вредно!Собственно сам термин "длинные ноты" очень вреден, так как не только не объясняет целей и задач этого упражнения, но даже искажает смысл всего этого действия. Игра на саксофоне — это не тот случай где стоит упражняться в длине.

Если Вы пытаетесь исправить ошибки связанные с неправильным звукоизвлечением путём подбора тростей/мундштука/лигатуры/саксофона/и т.д., значит вы заблудились и двигаетесь в неверном направлении.

Необходим постоянный слуховой контроль. Обязательно нужно уметь не только слушать, но и услышать, а так же вдумчиво проанализировать. Все эти упражнения лучше выполнять с закрытыми глазами, это позволит Вам максимально сконцентрировать своё внимание на звуке.

В заключение должен отметить чтодалеко не всегда удаётся уделить работе над звуком даже пять минут, в таком случае рекомендую выполнить минимальный комплекс: Упражнение 1 "САМОЛЁТИК" и "КОРОВУШКА", а так же Упражнение 7 ВИБРАТО + ФИЛИРОВАННЫЕ ЗВУКИ — даже этих двух упражнений будет вполне достаточно для того что бы привести Ваш исполнительский аппарат в рабочую форму и сделать шаг в сторону повышения исполнительского уровня игры на саксофоне.

Антоша Хаймович ( тексты редакция от 06.06.2014)

МУЗЫКАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Учебные материалы для саксофона и других музыкальных инструментов

Все материалы доступны для скачивания (бесплатно).

официальный сайт: http://antoshahaimovich.com

Antosha Haimovich Saxophone 2016.05.03


просмотров: 6659
  • симфония
  • музыка
  • танец
  • история
  • день рожденья
  • рок
  • композитор
  • HistoryRussianRock
  • Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
    TWENTY ONE PILOTS - REGIONAL AT BEST (CD)

    $43.90
    End Date: Saturday Jul-6-2019 7:50:04 PDT
    Buy It Now for only: $43.90
    |
    HAPPILY EVER AFTER by NU'EST The 6th Mini Album [Ver. 1+2+3+4 - 4 items]

    $21.90
    End Date: Friday Jun-21-2019 18:12:33 PDT
    Buy It Now for only: $21.90
    |
    US SHIPPING Blackpink [Kill This Love] Album Random CD+2p Poster+Book+etc+Gift

    $23.99
    End Date: Sunday Jun-30-2019 14:39:34 PDT
    Buy It Now for only: $23.99
    |
    Madonna Madame X CD Deluxe Target Exclusive 2 EXTRA SONGS PRE ORDER

    $17.99
    End Date: Saturday Jun-29-2019 20:27:21 PDT
    Buy It Now for only: $17.99
    |
    SAXOPHONE DJALMA JULLIOT , LA COUTURE BOUSSEY , MARQUER 1910

    3 325,28 руб. (0 Bids)
    End Date: 20.06 21:14
    |
    Selmer Super Action 80 Alto Sax саксофон Париж

    154 495,11 руб. (0 Bids)
    End Date: 22.06 21:42
    |
    Yamaha YAS-32 яс 32 запись модель альт саксофонов и жесткий чехол из Японии

    41 215,87 руб.
    End Date: 16.07 02:35
    Buy It Now for only: US 41 215,87 руб.
    Buy it now |
    Б/у Альт саксофон Адольф 1877 бесплатная доставка

    510 432,77 руб.
    End Date: 14.07 12:48
    Buy It Now for only: US 510 432,77 руб.
    Buy it now |
    Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
    Search Results from «Озон» Музыкальные инструменты и оборудование
    SKIFMUSIC. Гипермаркет музыкальных инструментов. 50 000 товаров для новичков и профессионалов с доставкой по России от 1 дня.
    2008 Copyright © CanDance.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования