Музыкальная энциклопедия
Saxophone Саксофон 25 Упражнения для развития владения звуком, А.Хаймович v.2014

Комплекс ежедневных упражнений для развития владения звуком саксофона

Упражнение 1

"САМОЛЁТИК" И "КОРОВУШКА"

Упражнение "Самолётик" выполняется на ноте До-диез второй октавы ("средняя До-диез"; До-диез без октавного клапана, все клавиши отпущены). Поставьте ноги на ширину плеч, спина прямая, грудная клетка расправлена, голова прямо, подбородок прямо. Это и все последующие упражнения по работе над звуком лучше всего выполнять с закрытыми глазами. На средней громкости (mezzo forte), средней атакой звука (detache) берётся нота До-диез второй октавы и производится медленное и продолжительное нисходящее глиссандо с помощью постепенного открывания челюсти, как будто плавно переходите с гласного звука "О" на гласный "У". При этом необходимо усиливать мощность выдоха, иначе звук исчезнет. Стремимся продержать пониженный звук как можно дольше. Звук возможно понизить на полтора тона (малая терция) и более. Чем ниже опускается звук, тем больше требуется мощности выдоха, то есть при усилении выдоха громкость остаётся без изменений, нота понижается. Если появится ощущение, что при достижении самой нижней точки звука "диафрагма" начинает "трястись" от напряжения, значит упражнение выполняете верно. Чем ниже и дольше удастся опустить и удержать звук, тем лучше. На самом деле в этом процессе задействованы не только дыхание и челюсть, но и вся ротовая полость и глотка, точнее мягкое нёбо, которые для успешного понижения звука изменяют свою внутреннюю архитектуру, но думать об этом не нужно, так как организм выполнит все требуемые действия автоматически. Достаточно думать, что открываете челюсть и усиливаете интенсивность выдоха, при этом всё внимание необходимо концентрировать на звуке.

Упражнение "Коровушка" так же выполняется на ноте До-диез второй октавы. Все условия, что и в упражнении "Самолётик", но теперь звук последовательно понижается и повышается несколько раз, челюсть двигается плавно, подобно движениям при медленном жевании. Чем больше амплитуда ("размах") изменения высоты звука, тем лучше. Частота (скорость) достаточная для того, чтобы успеть на одном дыхании несколько раз понизить и повысить звук, не допуская прерывания звучания, а так же сохранив при этом контроль высоты звука.

Упражнениями "Самолётик" и "Коровушка" нужно начинать каждое занятие на саксофоне. С их помощью исполнительский аппарат настраивается на управление инструментом в первую очередь с помощью дыхания.

Упражнение 2

"СТУПЕНЬКИ И ЧЕЛНОКИ"

Все упражнения "Ступеньки и Челноки" выполняются на средней громкости (mezzo forte) с постепенным усилением при движении в крайние регистры (crescendo),переход с ноты на ноту без участия языка, слитно, без пауз (legato).

Упражнение "Ступеньки вниз". От ноты До-диез второй октавы последовательно спускаемся вниз по следующим нотам: Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До первой октавы, Си-бемоль малой октавы. Чем ниже нота, тем больше опускаем челюсть и добавляем мощность выдоха.

Упражнение "Челнок вниз". От ноты До-диез второй октавы последовательно исполняем скачки вниз к следующим нотам: Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До первой октавы, Си-бемоль малой октавы. На До-диез челюсть в закрытом положении, а на ноты к которым совершаем скачок челюсть приоткрываем, причём чем ниже нота, тем больше приоткрываем челюсть и добавляем мощность выдоха.

Упражнение "Ступеньки вверх". От ноты Ре второй октавы последовательно поднимаемся вверх по следующим нотам: Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До-диез и Ре третьей октавы. На ноте Ре второй октавы челюсть опущена, при подъёме, чем выше нота, тем больше закрываем челюсть и добавляем скорость выдоха.

Упражнение "Челнок вверх". От ноты Ре второй октавы последовательно исполняем скачки вверх к следующим нотам: Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До-диез и Ре третьей октавы. На ноте Ре второй октавы челюсть опущена, при подъёме, чем выше нота, тем больше закрываем челюсть и добавляем скорость выдоха.

Упражнение 3

"ВОДОПАДЫ"

Упражнение "Водопады" заключается в последовательных скачках на Си-бемоль малой октавы со следующих нот: Ре, Фа и Си-бемоль первой октавы, Ре, Фа и Си-бемоль второй октавы. Выполняется на большой громкости (forte), переход с верхних нот на ноту Си-бемоль малой октавы без участия языка, слитно, без пауз (legato).

Упражнение 4

ВЫДЕРЖАННЫЕ ЗВУКИ

Выдержанные звуки — звуки максимальной длительности ровные на всей продолжительности звучания по всем параметрам (звуковысотность, громкость, тембр).

Выполняются на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. Ни в коем случае не доводить выдох до изнеможения (вредно для здоровья). Цель не продолжительность, а ровность.

Упражнение 5

ФИЛИРОВАННЫЕ ЗВУКИ

Филированные звуки — звуки максимальной длительности с изменяющейся громкостью (динамикой) по следующей схеме: mp crescendo fff diminuendo ppp (сдержанно-тихо постепенное увеличение громкости до очень громко постепенное уменьшение громкости до очень тихо).

Выполняются на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. Следить за плавностью изменения громкости, особое внимание ровности звуковысотности. Громкость изменяется исключительно за счёт изменения интенсивности выдоха.

Упражнение 6

ВИБРАТО

Выполняется на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. На средней громкости (mf), средней атакой звука(detache) берётся нота и производится вибрато в среднем темпе и со средней амплитудой в течении небольшого промежутка времени, затем темп замедляется почти до остановки, и наконец ускоряем темп до среднего.  Амплитудувибрато на всём протяжении звуков сохраняем среднюю.

Упражнение 7

ВИБРАТО + ФИЛИРОВАННЫЕ ЗВУКИ

Выполняется на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. На маленькой громкости (pp), средней атакой звука(detache) берётся нота и производится вибрато в среднем темпе и со средней амплитудой, громкость постепенно увеличивается, затем уменьшается, темп и амплитуда вибрато остаются неизменны.

Упражнение 8

ЗАТУХАЮЩИЕ ЗВУКИ

      Выполняется на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. На средней громкости (mf), средней атакой звука(detache) берётся нота и производится вибрато в среднем темпе и со средней амплитудой, громкость быстро уменьшается, темп и амплитуда вибрато остаются неизменны. Стремимся к тому, чтобы звук затухал, растворяясь в тишине.

Упражнение 9

ГРОУЛ, ГРОУЛ + ВИБРАТО, ГРОУЛ РЕПЕТИЦИЯ

Гроул (от английского Growl — рычание) — общее название для группы звуковых эффектов исполняемых на саксофоне. Различные виды гроула можно получить с использованием голосовых связок (вокала), "французского язычка" ("хррр" — как будто полощете горло), языка (раскатистая "ррррр") и различные сочетания этих способов. В первую очередь стоит тренироваться в способе при котором рычание достигается одновременным пением и игрой на саксофоне, так как он наиболее универсален и востребован.

Упражнение "Гроул" выполняется на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. На большой громкости (forte), средней атакой звука(detache) берётся нота и одновременно поём ноту на кварту выше (или на квинту ниже). Цель — достичь ровного рычания и устойчивой интонации.

Упражнение "Гроул + Вибрато" выполняется на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. На достаточно большой громкости (f), средней атакой звука(detache) берётся нота с эффектом гроул и производится вибрато в среднем темпе, со средней амплитудой.Цель — ровность и стабильность.

Упражнение "Гроул репетиция" выполняется на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. На достаточно большой громкости (f), средней атакой звука(detache) берётся нота с эффектом гроул и производится несколько атак звука при помощи языка.Цель — стабильность звучания и чёткость атаки звука.

Упражнение 10

ОБЕРТОНЫ ОТ НИЖНЕЙ СИ-БЕМОЛЬ

Последовательно переходим с обертона на обертон от ноты Си-бемоль малой октавы.На средней громкости (mf), средней атакой звука (detache). Добиваемся чистого без призвуков тона, а так же точного попадания на требуемые обертоны.

Упражнение 11

"БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ"

Упражнение "Быстрее, Выше, Сильнее" нацелено на  владение фронтальной аппликатурой при извлечении нот Ми, Фа и Фа-диез третьей октавы. Исполняем Фа мажорное трезвучие от Фа второй октавы в восходящем движении к Фа третьей октавы, затем обратно, и так несколько раз. Выполняется на небольшой громкости (mp)при движении вверх громкость увеличивается (crescendo),а нота Фа третьей октавы акцентируется, то есть исполняется максимально громко и открыто (forte). Переход с ноты на ноту без участия языка, слитно, без пауз (legato). Чем выше нота, тем быстрее поток выдыхаемого воздуха.

Исполняем филированный звук с вибрато на ноте Фа третьей октавы, затем репетицию. Скорость выдоха высокая. Переходим (legato) с ноты Фа на ноту Ми третьей октавы, исполняем филированный звук с вибрато, репетицию. Теперь переходим (legato) с ноты Фа на ноту Ми третьей октавы, возвращаемся на Фа и поднимаемся на Фа-диез третьей октавы, также исполняем филированный звук с вибрато, репетицию.

Упражнение 12

"СУБТОН РЕПЕТИЦИЯ, СУБТОН ВИБРАТО"

Заключительное упражнение исполняется субтоном, и требует максимально расслабленного амбюшура и чрезвычайно большой мощности дыхания, особенно в нижнем регистре. Производим три атаки звука без помощи языка на ноте До-диез второй октавы, затем переходим (legato) с ноты До-диез на ноту Cи первой октавы и делаем медленное вибрато с амплитудой выше средней, производим три атаки звука без помощи языка на ноте Cи первой октавы, затем переходим (legato) на ноту Ля первой октавы и делаем медленное вибрато с амплитудой выше средней, производим три атаки звука без помощи языка на ноте Ля первой октавы, затем переходим на Соль первой октавы и делаем медленное вибрато, и так далее двигаемся вниз по диапазону по следующим нотам: Соль, Фа, Ми, Ре, До первой октавы, Си-бемоль малой октавы.

На выполнение всех двенадцати упражнений вполне достаточно восьми минут. Если Вы не будете лениться и станете ежедневно начинать свои занятия с последовательного выполнения этого комплекса упражнений, очень скоро Вы почувствуете что звук стал гораздо лучше и Ваша музыкальная палитра обогатилась новыми красками, однако не стоит останавливаться на достигнутом — предела совершенству нет!

     Тупое исполнение даже самых полезных упражнений имеет КПД (Коэффициент Полезного Действия) близкий к 0%. Бездумно дуть длинные ноты на форте, да ещё и по 30-40 минут, не то что бы не полезно, а просто вредно!Собственно сам термин "длинные ноты" очень вреден, так как не только не объясняет целей и задач этого упражнения, но даже искажает смысл всего этого действия. Игра на саксофоне — это не тот случай где стоит упражняться в длине.

Если Вы пытаетесь исправить ошибки связанные с неправильным звукоизвлечением путём подбора тростей/мундштука/лигатуры/саксофона/и т.д., значит вы заблудились и двигаетесь в неверном направлении.

Необходим постоянный слуховой контроль. Обязательно нужно уметь не только слушать, но и услышать, а так же вдумчиво проанализировать. Все эти упражнения лучше выполнять с закрытыми глазами, это позволит Вам максимально сконцентрировать своё внимание на звуке.

В заключение должен отметить чтодалеко не всегда удаётся уделить работе над звуком даже пять минут, в таком случае рекомендую выполнить минимальный комплекс: Упражнение 1 "САМОЛЁТИК" и "КОРОВУШКА", а так же Упражнение 7 ВИБРАТО + ФИЛИРОВАННЫЕ ЗВУКИ — даже этих двух упражнений будет вполне достаточно для того что бы привести Ваш исполнительский аппарат в рабочую форму и сделать шаг в сторону повышения исполнительского уровня игры на саксофоне.

Антоша Хаймович ( тексты редакция от 06.06.2014)

МУЗЫКАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Учебные материалы для саксофона и других музыкальных инструментов

Все материалы доступны для скачивания (бесплатно).

официальный сайт: http://antoshahaimovich.com

Antosha Haimovich Saxophone 2016.05.03


просмотров: 4839
  • симфония
  • музыка
  • танец
  • история
  • день рожденья
  • рок
  • композитор
  • HistoryRussianRock
  • Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
    100 Clear Plastic LP Outer Sleeves 3 Mil. HIGH QUALITY Vinyl Record Album Covers

    $9.66
    End Date: Monday Feb-11-2019 10:38:31 PST
    Buy It Now for only: $9.66
    |
    QUEEN,Greatest Hits CD,NEW! 17 Best Hits Freddie Mercury, Brian May,Roger Taylor

    $5.99
    End Date: Monday Jan-21-2019 20:25:21 PST
    Buy It Now for only: $5.99
    |
    Audio Cassette Tape Head Cleaner with Cleaning Solution

    $11.95
    End Date: Monday Feb-4-2019 12:24:57 PST
    Buy It Now for only: $11.95
    |
    The Beatles White Album Remastered 2 CD New Sealed Fast Free Shipping

    $9.74
    End Date: Sunday Jan-27-2019 23:39:35 PST
    Buy It Now for only: $9.74
    |
    Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
    Search Results from «Озон» Музыкальные инструменты и оборудование
     
     Belucci BC3820 , Red акустическая гитара
    Belucci BC3820 , Red акустическая гитара
    Цена:
    2899 руб

     Elitaro E4040EQ, Black электро-акустическая гитара
    Elitaro E4040EQ, Black электро-акустическая гитара
    Цена:
    6390 руб

     Fabio ST100, Red электрогитара
    Fabio ST100, Red электрогитара
    Цена:
    6190 руб

     Fabio XU23-11, Blue укулеле
    Fabio XU23-11, Blue укулеле
    Цена:
    2049 руб

     XT-032, Black тюнер для настройки акустической гитары
    XT-032, Black тюнер для настройки акустической гитары
    Цена:
    399 руб

    Тетрадь Феникс+ "Ритм Джаза" для нот, 16 л
    Тетрадь Феникс+ "Ритм Джаза" для нот, 16 л
    Тетрадь д/нот 16л. РИТМ ДЖАЗА /А4 (205*280 мм), однокрасочный блок, офсет 65 г, полноцв. обложки, офсетная бумага 120 г. Крепление - скоба по длинной стороне/...

    Цена:
    27 руб

    Электронный музыкальный инструмент Flight NUC 310 укулеле концерт
    Flight NUC 310 укулеле концерт
    Flight NUC 310 - гавайская четырёхструнная гитара в корпусе выполненном из пород сапеле. Гриф инструмента изготовлен из породы древесины окуме. Насадка на гриф сделана из палисандра. Эта оригинальная гитара станет прекрасным подарком для любителей необычных вещей и музыкальных инструментов....

    Цена:
    4249 руб

    Электронный музыкальный инструмент D'Addario EXL140 струны для электрической гитары
    D'Addario EXL140 струны для электрической гитары
    D'addario EXL140 – один из наиболее популярных гибридных комплектов D'Addario, сочетающий верхние струны из набора EXL110 (калибра .010) и тяжелые нижние струны (калибра .052). Такая комбинация обладает мощным низовым звуком, необходимым для пауэр-аккордов, а стальные струны без обмотки обеспечивают необходимую гибкость при оттягивании.

    Струны XL с никелевой обмоткой - самые популярные струны D'Addario для электрогитары - выполняются в прецизионной обмотке из стали с никелевым покрытием, нанесенной на тщательно изготовленный сердечник шестигранного профиля из стали с высоким содержанием углерода. В результате получаются струны с долгим, отчетливо ярким звучанием и превосходной интонацией, идеально подходящие для самого широкого спектра гитар и музыкальных стилей.

    Первые струны: высокоуглеродистая сталь
    Басовые струны: сталь (никелевое покрытие) - круглая обмотка
    Шестигранный корд
    Натяжение: Light Top/Heavy Bottom...

    Цена:
    434 руб

    Микшерный пульт Pioneer DDJ-RX DJ контроллер для профессиональных диджеев
    Pioneer DDJ-RX DJ контроллер для профессиональных диджеев
    Цена:
    81990 руб

    Офисное оборудование Fellowes I-Spire Series, White Grey подставка для ног
    Fellowes I-Spire Series, White Grey подставка для ног
    Подставка Fellowes I-Spire Series приподнимает ноги, обеспечивая правильное и удобное положение во время работы. Нескользящая рельефная поверхность предотвращает скольжение стоп по поверхности подставки и делает ее использование комфортным. Стильный дизайн гармонично сочетается с любым интерьером....

    Цена:
    3099 руб

    2008 Copyright © CanDance.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования