Музыкальная энциклопедия
Ямайский саунд, Дюк Рейд, Кокссон Додд, Ска, первая волна, саунд-системы, ска-буги

Ска, первая волна, саунд-системы, ска-буги, ямайский саунд, Дюк Рейд, Кокссон Додд

Первая, так называемая ямайская, волна музыки ска, ее истоки, зарождение и развитие, музыканты и продюссеры.

Всякая музыкальная культура неразрывно связана с социальными, политическими событиями происходящими в том месте, где зарождается данный стиль или направление. Перед рассказом о самой музыке я решил провести небольшой экскурс по географии и истории страны в которой родилось это направление.

Итак...

Ямайка

Что же представляет место положительных вибраций и удивительных эмоций?

Из энциклопедий узнаем, что Шамаика (Zamayca или Xamayaca) "Земля Источников", как называли остров его исконные жители, индейцы Аравак находится в Вест-Индии и омывается Карибским морем.

Большая часть острова плато и горы. Климат тропический пассатный. Среднемесячные температуры от 24 до 27 °С. Вечнозеленые тропические леса, на западе и юге саванны. Без учета землятрясений (а трясет там нередко) многие считают это место раем на земле.

Ямайка

В 1494-1670 остров являлся колонией Испании. Испанская колонизация привела к полному уничтожению индейцев. С 1513 начался ввоз рабов из Африки для работы на плантациях. В 1670 стала колонией Великобритании. В 17 столетии Ямайка является мировым центром пиратства. Но после разрушения вследствие землетрясения основного пиратского города Порт-Рояля - пиратство приходит в упадок.

Ситуация впечатляющая. Жили-жили невинные красные, пришли белые и перестреляли всех. Работать, соответственно, стало некому. Поэтому привезли черных. Черные тосковали по родине, читали Библию, пили ром (ямайский), а некоторые курили марихуану. Черных привозили и продавали в основном бандиты. В конце концов все смешалось.

Ямайская Женщина

При этом культурные традиции негров на Ямайке коренным образом отличались от американских, несмотря на относительную близость к материку. В США черных рабов насильно обращали в христианство и, соответственно, приобщали к европейской музыке. Вследствие такой "европеизации" черных рабов появились госпелл, спиричуэлс, а потом и блюз.

Черные рабы Вест-Индии в культурном отношении были предоставлены сами себе. Колонизаторы и рабовладельцы не обращали их в христианство и не навязывали европейских обычаев. Сохранение африканской культуры (песнопений, танцев, религии) стало для ямайских рабов единственным способом выживания в новых условиях. Некоторые обычаи и верования рабов, которые изчезли в Африке с наступлением цивилизации (например, культ вуду), сохранились на Ямайке до сих пор.

Все черное население острова делилось на две части. Беглые рабы - маруны, которые жили в горных районах следуя коренным африканским традициям и рабы работающие на плантациях. Хотя влияние жрецов-марунов среди всего населения было очень велико, с отменой (в 1833 году) рабства многие из бывших невольников приняли христианство, так как баптисттская и ортодоксальная церковь с энтузиазмом поддержали своеобразное "возрождение" Ямайки. В 20 веке, впитав в себя идеи известного общественного деятеля Маркуса Гарви, на острове рождается движение растафари (тема для отдельной книги).

И вот...

К середине двадцатого века основным населением острова являются мулаты, говорящие на диалекте английского языка, в основном, если так можно сказать, протестанты. В городах живут около 80% населения. Столица - Кингстон (Kingston) (кстати, в пятидесятых в этом самом крупном городе острова жило, страшно подумать, около 200 тысяч человек). Большая часть города состоит из гетто, со своими порядками, традициями, стандартами поведения и соответственно своей музыкой. Ямайка все еще входит в Содружество. Глава государства - королева Великобритании, представленная генерал-губернатором.

Кингстон (Здание администрации)

После второй мировой войны Британская империя, крах которой начался еще в начале века, окончательно разваливается. Под давлением населения колоний, Британия предоставляет своим доминионам независимость. В 1959 Ямайка добилась внутреннего самоуправления, а к 1962 году стала независимым государством, хотя все еще входила в состав Содружества.

Вместе с процессом обретения независимости на Ямайке начала формироваться уникальная музыкальная культура, основанная на смеси различных традиций: от неоафриканских карибских стилей до американской поп-музыки.

Истоки

В 20-е, 30-е и вплоть до конца 40-х годов самым популярным стилем на Ямайке был менто. По сути дела менто представлял собой тропический вариант занесенной когда-то из США кадрили, "переваренной" с учетом традиционных африканских песен и танцев. Менто, главным образом был сельской музыкой, которую играли небольшие группы музыкантов на свадьбах, местных танцах, ярмарках, домашних вечеринках.

Почти до конца сороковых кодов годов Ямайка не была затронута набирающей всемирную популярность американской поп-музыкой. Доход среднего жителя Ямайки не позволял путешествовать за пределами острова и наблюдать за культурой других стран Но и в начале пятидесятых единственным источником информации были лишь американские радиостанции юго-восточных городов Майами, Джексонвилля, Нэшвилла и Нового Орлеана. Океан был в этом значительной помехой. Сигнал радиостанций был настолько слабым, что достигал Ямайки лишь в хорошую погоду. С появлением радио, многие ямайкцы стали заядлыми слушателями радиостанций, передававших из США джазовую музыку. То, что им нравилось они обрабатывали на свой манер.

Уже с начала 40-х годов калипсо и менто начали изменяться под влиянием различных американских стилей и направлений. К концу десятилетия образовалось множество коллективов, которые в подавляющем большинстве играли на танцах и аккомпанировали фильмам немого кино. Это были группы, подобные известному тогда Eric Dean`s Orchestra (с тромбонистом Доном Драммондом (Don Drummond) и гитаристом Эрнестом Рэнглином (Ernest Ranglin)), которые подражали американцам Каунту Бейси, Эрскину Хоукинсу, Дюку Элингтону, Глену Миллеру, Вуди Херману.

Знаменитый Эрнест Рэнглин

И Дона Драммонда (одного из основателей Skatalites) и джазового гитариста Рэнглина можно назвать ветеранами стиля ска и просто ямайской музыки. Количество проектов, в которых принимали участие эти музыканты насчитывается десятками, их влияние на музыку ска огромно и неоценимо.

Саунд системы

Примерно к этому времени относится появление первых "саунд-систем", которые изначально представляли собой мобильные площадки с множеством колонок, усилителей и вертушек. Инженеры и владельцы саунд-систем представляли собой прообраз современных ди-джеев, с определенным набором пластинок отвечающих вкусам людей которые хотели "оттянуться" на танцах после рабочей недели. Нанять саунд-систему на week-end было гораздо дешевле и надежней, чем пригласить живых музыкантов, которым нужен был отдых между песнями, которые могли злоупотребить ромом и вообще не выйти на сцену. Саунд-ситемы могли играть без перерыва в течении двух, а то и трех дней.

Саунд-системы разьезжали на грузовиках по острову и в условиях жесткой конкуренции играли на открытых площадках (open-air) и дискотеках (dance hall) музыку cамых новых и популярных американских исполнителей.

Грузовик на котором Саунд-системы перемещались по острову

Благодаря саунд-системам на острове впервые услышали блюз, джаз, ритм энд блюз и буги вуги. Музыкальные предприниматели, владельцы дискотек, саунд-систем такие как Лерой Райли (Leroy Riley), Хедли Джонс (Headley Jones), Джек Тэйлор (Jack Taylor), следуя вкусам слушателей начинают активно использовать такую музыку.

Для основного населения, которому даже эфир американских радиостанций не был доступен, единственным источником новой музыки служили саунд системы. А композиции Дюка Элингтона, Каунта Бейси, Сары Воэн, Рэя Чарльза, Фэтса Домино, Смайли Луиса и других американских музыкантов звучали с вечера пятницы до утра понедельника, каждую неделю на всех дискотеках Ямайки.

Стандартное оборудование первых саунд-систем

Особой популярностью саунд-системы начали пользоваться когда в 50-е на американской сцене на замену биг-бэндам пришли небольшие коллективы, которые интенсивно использовали в своей музыке боповые и блюзовые ритмы и интонации. Ямайские саунд-продюссеры последовали модной тенденции. Count Smith the Blues Blaster, Sir Nick the Champ, Tom the Great Sebastian, Roy White, V Rocket, а потом и Duke Reid the Trojan, and Sir Coxsone's Downbeat начали играть в этом новом стиле. Саунд-системы стали своеобразной витриной американской музыки, все больше привлекающей к себе не просто обычных слушателей, но и ямайских музыкантов.

С появлением местных групп саунд-системы начали записывать собственные композиции, при этом не указывая на виниле названия лейбла. Это делалось по причине жесткой конкуренции между различными системами. Война между владельцами звуковых систем часто приводила к бандитским разборкам между ними. Появилась отдельная категория людей, называвшихся Dance Hall Crashers, которая занималась устранением конкурирующих звуковых систем.

Несмотря на примитивное моно-звучание, благодаря усилиям энтузиастов музыка создававшаяся саунд системами стала первой, поистине коммерческой ямайской музыкой. Во многом благодаря их одержимости и появилась на острове музыкальная индустрия.

Прото-ска (ска-буги)

Хотя музыка на острове стала постепенно изменяться, ямайские продюссеры и музыканты в своем подавляющем большинстве всего лишь копировали американские ритм энд блюз и буги. Но идея о соединении менто, ритм энд блюза джаза и буги вуги (которые давно игрались на всех танцполах острова) в единую музыкальную форму давно витала в воздухе.

В конце 50-х начале 60-х в США произошла окончательная трансформация черного ритм энд блюза в рок-н-ролл. Все то, что происходит в Америке, через некоторое время происходит и во всем остальном мире. Так случилось и в этот раз. Исполнители во всем мире играли в новом популярном стиле. Но, появившийся на Ямайке рок-н-ролл не мог пользоваться популярностью, поскольку индентифицировался исключительно с белой американской молодежью. Под такую музыку ямайцам было сложно танцевать, она была чуждой для большинства местных музыкантов. Поэтому доминирующим стилем на острове оставался ритм-энд-блюз.

К концу 50-х из слияния джаза, ритм-энд-блюза и менто появился новый стиль, который можно назвать прото-ска или ска-буги. На самом деле это было очень похоже на популярный в то время шаффл, правда сыгранный на ямайский манер. Ска- буги стал популярен благодаря творчеству таких исполнителей как Нэвилл Эссон (Neville Esson), Оуэн Грей (Owen Grey), The Overtakers, The Matador Allstars, Duke Reid Group, Дживинг Джуниорс (Jiving Juniors). Появилось множество студий звукозаписи, которые разыскивали новые таланты. Ямайская радиовещательная корпорация начала активно использовать в своих эфирах записи новых музыкантов.

Характерный пример ска буги - композиция Duke Reid Group "Pink Lane Shufle" . Еще не до конца оформившиеся, но уже явно видные элементы ска - акцентирование слабой доли (правда, в основном при помощи архаичного фортепиано), барабаны с бочкой на вторую и четвертую доли, усилившаяся роль духовых инструментов.

Дюк Рейд и Кокссон Додд.

Ключевую роль в становлении ямайского саунда конца 50-х - начала 60-х годов сыграли два человека: продюссер и музыкант Дюк Рейд (Duke Reid) и владелец саунд-системы Клемент Сеймор Додд (Clement Seymore Dodd).

Артур (Duke) Рейд родился на Ямайке в 1915 году. В свои молодые годы он около десяти лет проработал полицейским(можно и крышей поехать). Вместе со своей женой Duchess (дословно - Герцогиня), Рейд был еще и совладельцем винного магазина Treasure Isle ("Остров сокровищ") на Бонд стрит (Bond street) в центре Кингстона. Но ни долгая служба, ни успешный бизнес не могли вытеснить его любви к музыке. И вот в своем магазине Рейд начинает ставить популярные мелодии американского соул и ритм энд блюза, для того, чтобы привлечь покупателей. Неизвестно, как после такой маркетинговой компании развивалась торговля спиртным, но результатом увлечения Рейда американской музыкой стала постоянная ритм-энд-блюзовая передача "Treasure Isle Time" на ямайской радиостанции, которую сам Рейд и вел.

Дюк 'Trojan' Рейд, продюссер и музыкант (бывший полицейский)

Уже в середине 50-х он решил переключиться на музыкальный бизнес и основал свою собственную саунд-систему. Для транспортировки оборудования по острову от одной концертной площадки к другой Дюк Рейд использовал большой грузовик с фургоном - The Trojan. Название грузовика стало как прозвищем самого Рейда, так и названием для его саунд-системы, а потом и лейбла. В конце пятидесятых (56-58) Рейд трижды становился коронованным "королем" (King of Sound and Blues) ямайской музыки, хотя его основным конкурентом был его друг, не менее известный и даже более популярный в районах гетто Коксон Додд, со своей системой Sir Coxsone's Downbeat.

Дюк Рейд за работай

В 1959 году Рейд основал лэйбл The Trojan и начал выпускать пластинки на 78 оборотов. Первыми исполнителями на лейбле стали Duke's Cookies and Chuck и Dobby "Cool School". Рейд сформировал и собственную группу Duke Reid Group, в которой учавствовали такие известные вокалисты как Деррик Морган (Derrick Morgan) и Дживинг Джуниорс (Jiving Juniors). Свою студию Рейд разместил в деревянной надстройке над винным магазином, где со своим звукорежиссером Брианом Смитом (Bryon Smith) мог постоянно записывать музыкантов, а также экспериментировать с новыми стилями самостоятельно. На студии Дюка Рейда с начала 60 до середины 70 - х (Дюк Рейд тяжело заболел в 1974 году и умер в начале 1975) записывалось громадное количество ямайских музыкантов играющих в разных стилях от ска и рокстедибита до даба и реггей.

Клемент Сеймор Додд родился 26 янвяря 1932 года на Ямайке. Его мать, также как и Дюк Рейд управляла винным магазином в Кингстоне. Последовав примеру Рейда, Додд начал ставить самую модную музыку в своем магазине. В 1954 году он попадает в Нью-Йорк, где слышит последние записи бопа, джаза, и конечно же ритм энд блюза. Но со своими друзьями он понимает, что большей популярностью на Ямайке пользуется шаффл и танцевальная музыка замешанная на местных фолк- традициях и начинает играть именно такую музыку.

Клемен Додд, самый первый ди-джей

Первую свою запись он сделал в 1955 году. (это были "My Baby" (Jackie Estick) и "l Love You" (Bonnie and Skeeter). Он начал работать с такими музыкантами, как Clue J (который в то время играл в военном оркестре, развлекающем отдыхающих на побережье), Роналд Альфонсо (Ronald Alfonso), жившим подработками в ночных клубах, пианистом Германом Сэндзом (Herman Sands), барабанщиком Кеном Уильямсом (Ken Williams).

Если Рейд сосредоточился в основном на записи музыкантов и поддержке своего лейбла, то Додд занимался примерно тем, что сейчас называетя продюссерской или промоутерской деятельностью. Его саунд система Sir Coxsone's Downbeat стала настоящей "кузницей талантов" ямайской музыки. Из системы Додда вышли такие музыканты как Принс Бастер, Боб Марли, Ли Перри. Имя Додда напрямую связано не только с рождением и становлением самого стиля ска, но и с изобретением рэггей, даба и что самое интересное рэпа. Именно Додд стал первым заказывать специальные пластинки с одной инструментальной композицией на каждой стороне и начитывать во время их проигрывания текст, бывший как бы комментарием, пояснением к той музыке, которая звучит.

источник: Ska.ru Авторы: © Краник ©аСКАрбин2000

просмотров: 535
  • симфония
  • музыка
  • танец
  • история
  • день рожденья
  • рок
  • композитор
  • HistoryRussianRock
  • Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
    100 BCW Record Sleeves Plastic Outer 33 RPM LP Covers Album Holders Protection

    $16.65
    End Date: Tuesday Jul-10-2018 18:33:19 PDT
    Buy It Now for only: $16.65
    |
    Taylor Swift - Reputation [New Vinyl LP] Picture Disc

    $9.15
    End Date: Sunday Jun-24-2018 5:41:37 PDT
    Buy It Now for only: $9.15
    |
    The Eagles - Complete Greatest Hits [New CD] UK - Import

    $8.81
    End Date: Friday Jul-6-2018 17:34:39 PDT
    Buy It Now for only: $8.81
    |
    Various Artists - 101 80s Hits / Various [New CD] UK - Import

    $33.66
    End Date: Saturday Jul-14-2018 15:12:44 PDT
    Buy It Now for only: $33.66
    |
    Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
    Search Results from «Озон» Музыкальные инструменты и оборудование
     
    Электронный музыкальный инструмент Denn DEK546 цифровой синтезатор
    Denn DEK546 цифровой синтезатор
    Синтезатор Denn DEK546 отлично подойдет для тех, кто желает сделать первые шаги в знакомстве с клавишными музыкальными инструментами.

    Встроенные мелодии в режиме обучения легко выучить – клавиши, которые необходимо нажимать для воспроизведения будут отображаться на ЖК-дисплее.

    Синтезатор работает от 6 батареек (размер AA), что позволяет его безопасно использовать без подключения к сети высокого напряжения, а его компактные размеры и небольшой вес позволяют брать его с собой на улицу.

    Предустановленные композиции: 10
    Динамики: 2x1 Вт
    Потребляемая мощность: 9 Вт...

    Цена:
    2490 руб

    Электроника Ernie Ball 2151 струны для акустической гитары Phosphor Hybrid Slinky (10-13-17-30-42-52)
    Ernie Ball 2151 струны для акустической гитары Phosphor Hybrid Slinky (10-13-17-30-42-52)
    Серия струн Ernie Ball Earthwood Phosphor Bronze выпускается в эксклюзивной обмотке из фосфор-бронзового сплава. Данная серия струн специально разработана для удовлетворения потребностей самых взыскательных музыкантов, предпочитающих акустику.
    ...

    Цена:
    424 руб

    Электронный музыкальный инструмент D'Addario EXL145 струны для электрогитары
    D'Addario EXL145 струны для электрогитары
    D'Addario EXL145 - это популярный выбор для стилей «рок» и «металл», требующих струны более тяжелого калибра. 3-я струна G без обмотки обеспечивает большую гибкость, чем традиционные струны 12-го калибра для электрической гитары. Оптимизирована для пониженной настройки!

    Круглая обмотка из стали с никелевым покрытием
    Шестигранный корд
    Натяжение: Heavy
    Толщина: 0.012- 0.016-0.020-0.032-0.042-0.054...

    Цена:
    389 руб

    Электронный музыкальный инструмент Moog Theremini терменвокс
    Moog Theremini терменвокс
    Moog Theremini представляет собой современную версию терменвокса, одного из старейших электронных музыкальных инструментов. Модель оснащена мощным звуковым движком, позаимствованным у синтезатора Animoog. Вспомогательная коррекция высоты тона позволяет исполнителю настроить сложность инструмента под свои возможности. В крайнем положении регулятора Theremini будет идеально воспроизводить каждую ноту в выбранном диапазоне, не позволяя ошибиться. С понижением уровня контроля инструмент позволяет более свободно менять высоту тона, а при установке регулятора на минимум Theremini становится классическим терменвоксом с аналоговым гетеродином-генератором.

    Встроенный тюнер обеспечивает визуальную обратную связь в режиме реального времени для каждой воспроизводимой ноты, а также оценивает "близость к совершенству". Это полезно для коррекции позиции исполнителя и обучения начинающих музыкантов. Секция пресетов позволяет сделать выбор из 32 волн или патчей на основе волновых таблиц, сохранить выбранный звуковой ряд и основную ноту, установить и загрузить указанный диапазон воспроизведения, а также указать настройки стереозадержки для каждого патча. Установленный в верхней части Theremini компактный динамик оптимально подходит для репетиций и быстрой настройки в любом месте. Также имеется разъем для подключения наушников на передней панели. Для живых выступлений и управления жестами задняя панель имеет два линейных аудиовыхода, тоновый CV-выход с выбираемым диапазоном и мини-разъем USB для MIDI....

    Цена:
    26290 руб

    Электронный музыкальный инструмент D'Addario EJ26 струны для акустической гитары
    D'Addario EJ26 струны для акустической гитары
    Набор струн D'Addario EJ26 для акустической гитары. Покрытие струн из фосфорной бронзы дает очень теплый, яркий, хорошо сбалансированный звук.

    Натяжение: Custom Light
    Размеры: 0.011-0.015-0.022-0.032-0.042-0.052...

    Цена:
    579 руб

    Fzone Ft-q2 - хроматический тюнер для настройки всех видов гитар, скрипок, укулеле, мандолин, банджо
    Fzone Ft-q2 - хроматический тюнер для настройки всех видов гитар, скрипок, укулеле, мандолин, банджо

    Компактный размер тюнера позволяет спрятать его в кармане. Тюнер работает с большинством медных и деревянных духовых инструментов. Супер быстрый и точный датчик улавливает вибрации вашего инструмента , что позволяет настроить Ваш инструмент в самой шумной обстановке.

    ...

    Цена:
    588 руб

    Электроника Ernie Ball Super Slinky Stainless Steel Wound струны для электрической гитары (9-42)
    Ernie Ball Super Slinky Stainless Steel Wound струны для электрической гитары (9-42)
    Струны серии Stainless Steel прочны, надёжны и долговечны. Stainless Steel Super Slinky сделаны из лужёной высокоуглеродистой стали, с обмоткой из нержавеющей стали, что обеспечит хорошо сбалансированное и яркое звучание вашего...

    Цена:
    329 руб

    Электронный музыкальный инструмент The ONE Light Golden цифровой синтезатор
    The ONE Light Golden цифровой синтезатор
    Смарт синтезатор The ONE Light сможет сам научить вас играть. Просто подключите ваш планшет или смартфон, скачайте бесплатное приложение и получите доступ к тысячам нот, сотням видео, системам развития музыкального слуха и множеству других возможностей. Начните ваше обучение с персональным репетитором из Hoffman Academy of Music (Портленд, США): изучите сольфеджио, сочините и исполните свою первую мелодию, а если вам кажется это скучным, посоревнуйтесь с друзьями в интерактивных играх. В приложении вы найдете как классические произведения, так и мировые хиты поп и рок музыки: От Бетховена и Моцарта, до Мадонны и Адель. В процессе изучения мелодий, система обучения будет оценивать ваш уровень игры, а подсветка нот на клавиатуре поможет верно сыграть мелодию и получить максимальную оценку.
    Инструмент, разработанный в 2015 году в Сан-Франциско и изменивший стереотипы о том, что обучение может быть скучным!
    Победитель в номинации "Умный дом", CES Innovation awards; Серебряный призер Edison Awards в номинации "Развитие таланта"; Лучшее мобильное приложение 2016 года по версии Webby Awards -все это смартпиано The ONE.
    The ONE Light на данный момент является лучшим продуктом, что мы оценивали в этом году". – Жюри NAPPA Awards 2016.
    "Лучший инструмент обучения для начального уровня". - Best Tools for Schools Awards, NAMM 2016....

    Цена:
    24990 руб

    BRAHNER GA-1/1 Чехол для акустической гитары,тип Western (не утеплённый)
    BRAHNER GA-1/1 Чехол для акустической гитары,тип Western (не утеплённый)

    Чехол Brahner GA-1/1 защитит Вашу гитару при транспортировке от влаги. Модель чехла Brahner GA-1/1 подойдет для хранения гитары дома или бережного перемещения в личном транспорте. Чехол оснащен карманом для нот и подставки. У чехла есть две лямки для переноски за плечами. В основе водонепроницаемый материал. Чехол Brahner GA-1/1 подходит для гитар длиной до 109см


    Назначение: Акустическая гитара...

    Цена:
    459 руб

    BACH VO1885 Valve Oil - Масло для помпового механизма трубы
    BACH VO1885 Valve Oil - Масло для помпового механизма трубы

    Секрет неповторимого звука инструментов Bach заключается в технологическом аспекте - в качестве приготовления металла. В процессе ковки его несколько раз нагревают и остужают, температуру и время этого процесса знают всего 4 человека в компании....

    Цена:
    351 руб

    2008 Copyright © CanDance.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования