Музыкальная энциклопедия
Ямайский саунд, Дюк Рейд, Кокссон Додд, Ска, первая волна, саунд-системы, ска-буги

Ска, первая волна, саунд-системы, ска-буги, ямайский саунд, Дюк Рейд, Кокссон Додд

Первая, так называемая ямайская, волна музыки ска, ее истоки, зарождение и развитие, музыканты и продюссеры.

Всякая музыкальная культура неразрывно связана с социальными, политическими событиями происходящими в том месте, где зарождается данный стиль или направление. Перед рассказом о самой музыке я решил провести небольшой экскурс по географии и истории страны в которой родилось это направление.

Итак...

Ямайка

Что же представляет место положительных вибраций и удивительных эмоций?

Из энциклопедий узнаем, что Шамаика (Zamayca или Xamayaca) "Земля Источников", как называли остров его исконные жители, индейцы Аравак находится в Вест-Индии и омывается Карибским морем.

Большая часть острова плато и горы. Климат тропический пассатный. Среднемесячные температуры от 24 до 27 °С. Вечнозеленые тропические леса, на западе и юге саванны. Без учета землятрясений (а трясет там нередко) многие считают это место раем на земле.

Ямайка

В 1494-1670 остров являлся колонией Испании. Испанская колонизация привела к полному уничтожению индейцев. С 1513 начался ввоз рабов из Африки для работы на плантациях. В 1670 стала колонией Великобритании. В 17 столетии Ямайка является мировым центром пиратства. Но после разрушения вследствие землетрясения основного пиратского города Порт-Рояля - пиратство приходит в упадок.

Ситуация впечатляющая. Жили-жили невинные красные, пришли белые и перестреляли всех. Работать, соответственно, стало некому. Поэтому привезли черных. Черные тосковали по родине, читали Библию, пили ром (ямайский), а некоторые курили марихуану. Черных привозили и продавали в основном бандиты. В конце концов все смешалось.

Ямайская Женщина

При этом культурные традиции негров на Ямайке коренным образом отличались от американских, несмотря на относительную близость к материку. В США черных рабов насильно обращали в христианство и, соответственно, приобщали к европейской музыке. Вследствие такой "европеизации" черных рабов появились госпелл, спиричуэлс, а потом и блюз.

Черные рабы Вест-Индии в культурном отношении были предоставлены сами себе. Колонизаторы и рабовладельцы не обращали их в христианство и не навязывали европейских обычаев. Сохранение африканской культуры (песнопений, танцев, религии) стало для ямайских рабов единственным способом выживания в новых условиях. Некоторые обычаи и верования рабов, которые изчезли в Африке с наступлением цивилизации (например, культ вуду), сохранились на Ямайке до сих пор.

Все черное население острова делилось на две части. Беглые рабы - маруны, которые жили в горных районах следуя коренным африканским традициям и рабы работающие на плантациях. Хотя влияние жрецов-марунов среди всего населения было очень велико, с отменой (в 1833 году) рабства многие из бывших невольников приняли христианство, так как баптисттская и ортодоксальная церковь с энтузиазмом поддержали своеобразное "возрождение" Ямайки. В 20 веке, впитав в себя идеи известного общественного деятеля Маркуса Гарви, на острове рождается движение растафари (тема для отдельной книги).

И вот...

К середине двадцатого века основным населением острова являются мулаты, говорящие на диалекте английского языка, в основном, если так можно сказать, протестанты. В городах живут около 80% населения. Столица - Кингстон (Kingston) (кстати, в пятидесятых в этом самом крупном городе острова жило, страшно подумать, около 200 тысяч человек). Большая часть города состоит из гетто, со своими порядками, традициями, стандартами поведения и соответственно своей музыкой. Ямайка все еще входит в Содружество. Глава государства - королева Великобритании, представленная генерал-губернатором.

Кингстон (Здание администрации)

После второй мировой войны Британская империя, крах которой начался еще в начале века, окончательно разваливается. Под давлением населения колоний, Британия предоставляет своим доминионам независимость. В 1959 Ямайка добилась внутреннего самоуправления, а к 1962 году стала независимым государством, хотя все еще входила в состав Содружества.

Вместе с процессом обретения независимости на Ямайке начала формироваться уникальная музыкальная культура, основанная на смеси различных традиций: от неоафриканских карибских стилей до американской поп-музыки.

Истоки

В 20-е, 30-е и вплоть до конца 40-х годов самым популярным стилем на Ямайке был менто. По сути дела менто представлял собой тропический вариант занесенной когда-то из США кадрили, "переваренной" с учетом традиционных африканских песен и танцев. Менто, главным образом был сельской музыкой, которую играли небольшие группы музыкантов на свадьбах, местных танцах, ярмарках, домашних вечеринках.

Почти до конца сороковых кодов годов Ямайка не была затронута набирающей всемирную популярность американской поп-музыкой. Доход среднего жителя Ямайки не позволял путешествовать за пределами острова и наблюдать за культурой других стран Но и в начале пятидесятых единственным источником информации были лишь американские радиостанции юго-восточных городов Майами, Джексонвилля, Нэшвилла и Нового Орлеана. Океан был в этом значительной помехой. Сигнал радиостанций был настолько слабым, что достигал Ямайки лишь в хорошую погоду. С появлением радио, многие ямайкцы стали заядлыми слушателями радиостанций, передававших из США джазовую музыку. То, что им нравилось они обрабатывали на свой манер.

Уже с начала 40-х годов калипсо и менто начали изменяться под влиянием различных американских стилей и направлений. К концу десятилетия образовалось множество коллективов, которые в подавляющем большинстве играли на танцах и аккомпанировали фильмам немого кино. Это были группы, подобные известному тогда Eric Dean`s Orchestra (с тромбонистом Доном Драммондом (Don Drummond) и гитаристом Эрнестом Рэнглином (Ernest Ranglin)), которые подражали американцам Каунту Бейси, Эрскину Хоукинсу, Дюку Элингтону, Глену Миллеру, Вуди Херману.

Знаменитый Эрнест Рэнглин

И Дона Драммонда (одного из основателей Skatalites) и джазового гитариста Рэнглина можно назвать ветеранами стиля ска и просто ямайской музыки. Количество проектов, в которых принимали участие эти музыканты насчитывается десятками, их влияние на музыку ска огромно и неоценимо.

Саунд системы

Примерно к этому времени относится появление первых "саунд-систем", которые изначально представляли собой мобильные площадки с множеством колонок, усилителей и вертушек. Инженеры и владельцы саунд-систем представляли собой прообраз современных ди-джеев, с определенным набором пластинок отвечающих вкусам людей которые хотели "оттянуться" на танцах после рабочей недели. Нанять саунд-систему на week-end было гораздо дешевле и надежней, чем пригласить живых музыкантов, которым нужен был отдых между песнями, которые могли злоупотребить ромом и вообще не выйти на сцену. Саунд-ситемы могли играть без перерыва в течении двух, а то и трех дней.

Саунд-системы разьезжали на грузовиках по острову и в условиях жесткой конкуренции играли на открытых площадках (open-air) и дискотеках (dance hall) музыку cамых новых и популярных американских исполнителей.

Грузовик на котором Саунд-системы перемещались по острову

Благодаря саунд-системам на острове впервые услышали блюз, джаз, ритм энд блюз и буги вуги. Музыкальные предприниматели, владельцы дискотек, саунд-систем такие как Лерой Райли (Leroy Riley), Хедли Джонс (Headley Jones), Джек Тэйлор (Jack Taylor), следуя вкусам слушателей начинают активно использовать такую музыку.

Для основного населения, которому даже эфир американских радиостанций не был доступен, единственным источником новой музыки служили саунд системы. А композиции Дюка Элингтона, Каунта Бейси, Сары Воэн, Рэя Чарльза, Фэтса Домино, Смайли Луиса и других американских музыкантов звучали с вечера пятницы до утра понедельника, каждую неделю на всех дискотеках Ямайки.

Стандартное оборудование первых саунд-систем

Особой популярностью саунд-системы начали пользоваться когда в 50-е на американской сцене на замену биг-бэндам пришли небольшие коллективы, которые интенсивно использовали в своей музыке боповые и блюзовые ритмы и интонации. Ямайские саунд-продюссеры последовали модной тенденции. Count Smith the Blues Blaster, Sir Nick the Champ, Tom the Great Sebastian, Roy White, V Rocket, а потом и Duke Reid the Trojan, and Sir Coxsone's Downbeat начали играть в этом новом стиле. Саунд-системы стали своеобразной витриной американской музыки, все больше привлекающей к себе не просто обычных слушателей, но и ямайских музыкантов.

С появлением местных групп саунд-системы начали записывать собственные композиции, при этом не указывая на виниле названия лейбла. Это делалось по причине жесткой конкуренции между различными системами. Война между владельцами звуковых систем часто приводила к бандитским разборкам между ними. Появилась отдельная категория людей, называвшихся Dance Hall Crashers, которая занималась устранением конкурирующих звуковых систем.

Несмотря на примитивное моно-звучание, благодаря усилиям энтузиастов музыка создававшаяся саунд системами стала первой, поистине коммерческой ямайской музыкой. Во многом благодаря их одержимости и появилась на острове музыкальная индустрия.

Прото-ска (ска-буги)

Хотя музыка на острове стала постепенно изменяться, ямайские продюссеры и музыканты в своем подавляющем большинстве всего лишь копировали американские ритм энд блюз и буги. Но идея о соединении менто, ритм энд блюза джаза и буги вуги (которые давно игрались на всех танцполах острова) в единую музыкальную форму давно витала в воздухе.

В конце 50-х начале 60-х в США произошла окончательная трансформация черного ритм энд блюза в рок-н-ролл. Все то, что происходит в Америке, через некоторое время происходит и во всем остальном мире. Так случилось и в этот раз. Исполнители во всем мире играли в новом популярном стиле. Но, появившийся на Ямайке рок-н-ролл не мог пользоваться популярностью, поскольку индентифицировался исключительно с белой американской молодежью. Под такую музыку ямайцам было сложно танцевать, она была чуждой для большинства местных музыкантов. Поэтому доминирующим стилем на острове оставался ритм-энд-блюз.

К концу 50-х из слияния джаза, ритм-энд-блюза и менто появился новый стиль, который можно назвать прото-ска или ска-буги. На самом деле это было очень похоже на популярный в то время шаффл, правда сыгранный на ямайский манер. Ска- буги стал популярен благодаря творчеству таких исполнителей как Нэвилл Эссон (Neville Esson), Оуэн Грей (Owen Grey), The Overtakers, The Matador Allstars, Duke Reid Group, Дживинг Джуниорс (Jiving Juniors). Появилось множество студий звукозаписи, которые разыскивали новые таланты. Ямайская радиовещательная корпорация начала активно использовать в своих эфирах записи новых музыкантов.

Характерный пример ска буги - композиция Duke Reid Group "Pink Lane Shufle" . Еще не до конца оформившиеся, но уже явно видные элементы ска - акцентирование слабой доли (правда, в основном при помощи архаичного фортепиано), барабаны с бочкой на вторую и четвертую доли, усилившаяся роль духовых инструментов.

Дюк Рейд и Кокссон Додд.

Ключевую роль в становлении ямайского саунда конца 50-х - начала 60-х годов сыграли два человека: продюссер и музыкант Дюк Рейд (Duke Reid) и владелец саунд-системы Клемент Сеймор Додд (Clement Seymore Dodd).

Артур (Duke) Рейд родился на Ямайке в 1915 году. В свои молодые годы он около десяти лет проработал полицейским(можно и крышей поехать). Вместе со своей женой Duchess (дословно - Герцогиня), Рейд был еще и совладельцем винного магазина Treasure Isle ("Остров сокровищ") на Бонд стрит (Bond street) в центре Кингстона. Но ни долгая служба, ни успешный бизнес не могли вытеснить его любви к музыке. И вот в своем магазине Рейд начинает ставить популярные мелодии американского соул и ритм энд блюза, для того, чтобы привлечь покупателей. Неизвестно, как после такой маркетинговой компании развивалась торговля спиртным, но результатом увлечения Рейда американской музыкой стала постоянная ритм-энд-блюзовая передача "Treasure Isle Time" на ямайской радиостанции, которую сам Рейд и вел.

Дюк 'Trojan' Рейд, продюссер и музыкант (бывший полицейский)

Уже в середине 50-х он решил переключиться на музыкальный бизнес и основал свою собственную саунд-систему. Для транспортировки оборудования по острову от одной концертной площадки к другой Дюк Рейд использовал большой грузовик с фургоном - The Trojan. Название грузовика стало как прозвищем самого Рейда, так и названием для его саунд-системы, а потом и лейбла. В конце пятидесятых (56-58) Рейд трижды становился коронованным "королем" (King of Sound and Blues) ямайской музыки, хотя его основным конкурентом был его друг, не менее известный и даже более популярный в районах гетто Коксон Додд, со своей системой Sir Coxsone's Downbeat.

Дюк Рейд за работай

В 1959 году Рейд основал лэйбл The Trojan и начал выпускать пластинки на 78 оборотов. Первыми исполнителями на лейбле стали Duke's Cookies and Chuck и Dobby "Cool School". Рейд сформировал и собственную группу Duke Reid Group, в которой учавствовали такие известные вокалисты как Деррик Морган (Derrick Morgan) и Дживинг Джуниорс (Jiving Juniors). Свою студию Рейд разместил в деревянной надстройке над винным магазином, где со своим звукорежиссером Брианом Смитом (Bryon Smith) мог постоянно записывать музыкантов, а также экспериментировать с новыми стилями самостоятельно. На студии Дюка Рейда с начала 60 до середины 70 - х (Дюк Рейд тяжело заболел в 1974 году и умер в начале 1975) записывалось громадное количество ямайских музыкантов играющих в разных стилях от ска и рокстедибита до даба и реггей.

Клемент Сеймор Додд родился 26 янвяря 1932 года на Ямайке. Его мать, также как и Дюк Рейд управляла винным магазином в Кингстоне. Последовав примеру Рейда, Додд начал ставить самую модную музыку в своем магазине. В 1954 году он попадает в Нью-Йорк, где слышит последние записи бопа, джаза, и конечно же ритм энд блюза. Но со своими друзьями он понимает, что большей популярностью на Ямайке пользуется шаффл и танцевальная музыка замешанная на местных фолк- традициях и начинает играть именно такую музыку.

Клемен Додд, самый первый ди-джей

Первую свою запись он сделал в 1955 году. (это были "My Baby" (Jackie Estick) и "l Love You" (Bonnie and Skeeter). Он начал работать с такими музыкантами, как Clue J (который в то время играл в военном оркестре, развлекающем отдыхающих на побережье), Роналд Альфонсо (Ronald Alfonso), жившим подработками в ночных клубах, пианистом Германом Сэндзом (Herman Sands), барабанщиком Кеном Уильямсом (Ken Williams).

Если Рейд сосредоточился в основном на записи музыкантов и поддержке своего лейбла, то Додд занимался примерно тем, что сейчас называетя продюссерской или промоутерской деятельностью. Его саунд система Sir Coxsone's Downbeat стала настоящей "кузницей талантов" ямайской музыки. Из системы Додда вышли такие музыканты как Принс Бастер, Боб Марли, Ли Перри. Имя Додда напрямую связано не только с рождением и становлением самого стиля ска, но и с изобретением рэггей, даба и что самое интересное рэпа. Именно Додд стал первым заказывать специальные пластинки с одной инструментальной композицией на каждой стороне и начитывать во время их проигрывания текст, бывший как бы комментарием, пояснением к той музыке, которая звучит.

источник: Ska.ru Авторы: © Краник ©аСКАрбин2000

просмотров: 199
  • симфония
  • музыка
  • танец
  • история
  • день рожденья
  • рок
  • композитор
  • HistoryRussianRock
  • Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
    Search Results from «Озон» Музыкальные инструменты и оборудование
     
    Электронный музыкальный инструмент Flight FAT-46G тюнер для гитары прищепка
    Flight FAT-46G тюнер для гитары прищепка
    Тюнер для гитары с авто включением Flight FAT-46G.

    Тюнер включается и выключается автоматически. Для включения приведите голову тюнера в вертикальное положение. Чтобы выключить тюнер - приведите голову тюнера в горизонтальное положение.

    Функция энергосбережения автоматически выключает устройство, если оно не используется больше 5 минут.

    Способ крепления: клипса...

    Цена:
    325 руб

    Тетрадь для нот "Blues Man", 24 листа. Формат А4
    Тетрадь для нот "Blues Man", 24 листа. Формат А4
    Тетрадь для нот "Blues Man" - отличный помощник в обучении музыке. Обложка выполнена из картона белого цвета и оформлена изображением человека с зачехленной гитарой. Внутренний блок включает 24 листа с нотными станами....

    Цена:
    76 руб

    Электроника Clayton Black Raven Standart 0.8 mm набор медиаторов, 12 шт
    Clayton Black Raven Standart 0.8 mm набор медиаторов, 12 шт
    Медиаторы Clayton Black Raven Standart были разработаны для того, чтобы уменьшить разрушительное воздействие на струны, сохраняя их как можно дольше. Имеют матовую поверхность, что предотвращает скольжение медиаторов в руках.

    Толщина: 0,80 мм...

    Цена:
    269 руб

    Электронный музыкальный инструмент Native Instruments Traktor Kontrol S2 Mk2 DJ-контроллер
    Native Instruments Traktor Kontrol S2 Mk2 DJ-контроллер
    Native Instruments Traktor Kontrol S2 Mk2 - контроллер, которое использует большинство профессиональных ди-джеев. С высококлассной технологией Tractor 2 на борту, контроллер заточен на максимальную интуитивность и креативность, что в результате позволит Вам воплотить все творческие идеи и приобрести опыт в микшировании. Цветное отображение вейвформ функции Truwave позволяет легко определять позиции трека и идентифицировать энергичные и не энергичные моменты в секции, а также позволяет планировать переход к следующему треку. S2 является идеальным оборудованием для новичков, которые хотели бы получить возможность использования высокопрофессионального функционала, но в легко доступном и сфокусированном формате....

    Цена:
    28669 руб

    Электронный музыкальный инструмент D'Addario EJ47 струны для классической гитары
    D'Addario EJ47 струны для классической гитары
    Струны D'Addario EJ47 с обмоткой из бронзы 80/20 для классической гитары.

    Натяжение: Normal
    Размеры: 0,0280-0,0322-0,0403-0,0290-0,0350-0,0430...

    Цена:
    519 руб

    Электронный музыкальный инструмент M-Audio AV42, Black мониторная акустика (2 шт.)
    M-Audio AV42, Black мониторная акустика (2 шт.)
    2-полосные колонки M-Audio AV42 отличаются компактными размерами и небольшим весом. Акустика предназначена для мобильных музыкантов и диджеев, также она подойдёт для игр, просмотра видео или прослушивания музыки.

    4-дюймовые мидвуферы с...

    Цена:
    11190 руб

    Электронный музыкальный инструмент Medeli M331 цифровой синтезатор
    Medeli M331 цифровой синтезатор
    Синтезатор Medeli M331 относится к категории инструментов начального уровня и позволит молодым талантам поднять свой музыкальный уровень на качественно новую ступень. Несмотря на бюджетную цену, модель наделена качественным звучанием, которое...

    Цена:
    12990 руб

    Электронный музыкальный инструмент Casio LK-247, White синтезатор
    Casio LK-247, White синтезатор
    Синтезатор Casio LK-247 с подсветкой клавиатуры позволяет и обучаться с нуля и решать творческие задачи. Как и во время обычного урока, композиция делится на фразы и обучение происходит шаг за шагом. Быстрое подключение микрофона позволит исполнять хиты из верхних строчек всемирных чартов, а также присутствует возможность записи собственных семплов. 400 AHL тембров,150 стилей и 100 встроенных композиций создадут превосходный микс....

    Цена:
    16490 руб

    Электронный музыкальный инструмент Arturia Microbrute синтезатор
    Arturia Microbrute синтезатор
    Монофонический аналоговый синтезатор Arturia Microbrute прекрасно подходит для создания собственных композиций. Инструмент отличается компактными размерами, имеет 100% аналоговый путь аудиосинала, при этом поддерживает подключение по интерфейсам MIDI, USB и CV/GATE (Eurorack)....

    Цена:
    21390 руб

    Электронный музыкальный инструмент Native Instruments Maschine Mk2, White MIDI-контроллер
    Native Instruments Maschine Mk2, White MIDI-контроллер
    Программно-аппаратная система Native Instruments Maschine Mk2, состоящая из USB/MIDI контроллера Maschine и ПО Groove Production Studio, которое включает в себя секвенсор, семплер и свыше 20 высоко-качественных эффектов.

    Обновлённая версия знаменитой интегрированной продакшн-системы Maschine от Native Instruments теперь поставляется в двух цветах - чёрном или белом, имеет 16 чувствительных к силе нажатия пэдов с функцией послекасания и кодирования каждого отдельного пэда подсветкой разных цветов, усовершенствованный дизайн, новые высококонтрастные дисплеи с увеличенными углами обзора. Также добавлены новые функции управления и эффекты, а в комплекте с Maschine Mk2 поставляется полная версия мощнейшего синтезатора Massive....

    Цена:
    40869 руб

    2008 Copyright © CanDance.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования