Музыкальная энциклопедия
Каэтано Велозо, бразильский певец, композитор, поэт, музыкант, режиссер, день рожденья 7 августа 1942


Каэтано Велозо (Caetano Veloso)

Каэтано Велозо - бразильский певец, композитор, поэт, музыкант, режиссер. Каэтано Велозо родился 7 августа 1942 года в Санто Амаро да Пурификасао (Бразилия), в семье почтового служащего Хосе Теллеса Веллосо. Каэтано, рано проявивший талант к музыке и живописи, рос в пестром музыкальном окружении - местная культура впитала африканские и карибские ритмы, отголоски североамериканской поп-музыки. Но самое сильное впечатление, не изгладившееся в течение всей его жизни, произвел на юного Каэтано исполнитель стильной и соблазнительной босса новы Джао Гилберто, бразильская суперзвезда 50-х. Именно он кардинально повлиял на формирование крайне эклектичного музыкального стиля Велосо.

В 1960 году семейство Веллосо переезжает в двухмиллионный Сальвадор, и Каэтано, увлеченный последними новинками театра и кино, берется писать репортажи и критические статьи для местных газет. Уже 19-летним юношей он начинает брать уроки вокала и осваивать гитару, с годами доведя до совершенства владение и голосом, и инструментом. Каэтано поступает на философский факультет Федерального университета Байи. У него появляются новые друзья - Гилберто Гил и Гал Коста, начинающие музыканты, с которыми ему предстоит идти бок о бок еще не один десяток лет. Вскоре парень получает первый серьезный заказ - музыкальное сопровождение к пьесе "O boca de ouro" Нельсона Родригеса. Работа показалась ему невероятно увлекательной, и Каэтано делает окончательный выбор в пользу музыки.

Еще один человек, сыгравший важную роль в судьбе Каэтано, - его младшая сестра Мария Бетания, которая в начале 60-х перебралась в Рио-де-Жанейро в надежде сделать музыкальную карьеру (со временем она станет довольно известной певицей). 23-летний Каэтано, к этому времени уже бросивший университет, приезжает к ней в Рио, начинает работать с местными исполнителями, для которых пишет музыку и песни. А вскоре решает участвовать в национальном конкурсе на лучший песенный текст. Его композиция "Um Dia" выигрывает первый приз, и Велосо автоматически становится обладателем контракта с бразильским лейблом Phillips. Эти события разворачивались на фоне стремительного подъема новой волны бразильской поп-музыки, получившей название MPB, или musica popular brasileira. "Виновников торжества", инициировавших этот музыкальный водоворот, было несколько: к тому времени уже достаточно известные Гал Коста, Гилберто Гил и, конечно, Каэтано Велосо собственной персоной. Музыка MPB, яркая, амбициозная, интригующая по форме, в произведениях Велосо приобретала и новое содержание. Тексты его песен носили откровенно политический характер - он был убежденным сторонником левых идей. Кроме растущей популярности это гарантировало артисту и достаточно скандальную общественную репутацию в Бразилии.

В 1967 году Велосо вливается в ряды бразильского движения хиппи. Кипучая, фонтанирующая новыми впечатлениями жизнь подогревает творческую фантазию. Его распирают идеи. И вместе с Гилбертом Гилом он проводит еще одну бескровную мини-революцию - создает новое направление в поп-музыке, которое получает название tropicalismo. Этот амбициозный и эклектичный стиль опирался на традиционную босса нову, расцвеченную элементами фольк-рока и арт-рока: громкие электрические гитары, диссонансное звучание, роднящее его с джазом. Заметное влияние на эстетику tropicalismo, направления достаточно интеллектуального, оказали любимые фильмы Велосо и, что особенно нетипично, мировая литература - Пессоа, Марсель Пруст, Оскар Уайльд, школа бразильских писателей-модернистов в Сан-Паулу. Теплого приема у своих сограждан изобретатели tropicalismo дождались не скоро. Поначалу многие были настроены даже враждебно. Особенно возмущались давние поклонники Каэтано Велосо. Однако новорожденный стиль отвечал самому духу времени и символизировал приход в музыку нового поколения - смелого, дерзкого, бросающего вызов не только культурным, но и политическим традициям своей страны.

Этот культурный подъем таил для своих поборников немало опасностей. С 1964 года в Бразилии установилась военная диктатура (этот режим продержится еще двадцать лет), которая совсем не приветствовала подобные радикальные нововведения, даже если они касались только музыки. Как только движение tropicalismo начало становиться на ноги, бразильское правительство приложило все усилия, чтобы ограничить тиражирование записей и проведение концертов адептов этого стиля. Цензура на радио и телевидении стала обычным делом. Учитывая, что Каэтано Велосо к концу 60-х превратился в более чем популярного композитора и исполнителя, который регулярно появлялся в самых разных программах на бразильском телевидении, нетрудно догадаться, что по нему это ударило самым серьезным образом. А если вспомнить о политической направленности многих его песен, понятно, что Велосо вместе с Гилом, таким же любителем риска, просто напрашивались на репрессивные меры со стороны правящей верхушки. И они не заставили себя долго ждать.

В конце 1967 года не было, наверное, в Бразилии газеты, которая не написала бы о женитьбе Каэтано Велосо на его землячке Деде Гаделе, которая облачилась в день свадьбы в вызывающую мини-юбку. В январе 1968 года вышел в свет первый сольный альбом Велосо "Caetano Veloso", включавший сегодня уже классику "Alegria, alegria", песню-символ "Tropicаlia", дерзкую композицию "Soy loco por ti, America" ("I Аm Сrazy for You, America"). Год был наполнен напряженной работой, участием в конкурсах, изданием сборника "Tropicаlia ou panis et circensis", подготовкой нового двойного альбома "A voz do morto", не пропущенного цензурой. А в декабре 1968 года случилось то, что и должно было случиться: Велосо и Гила арестовали за "антиправительственную деятельность". Два месяца они провели в тюрьме, потом еще четыре под домашним арестом в Сальвадоре. Но двух друзей это не образумило. Перевоспитываться оба упорно не хотели. После очередного скандального концерта их обоих просто выслали из Бразилии. Изгнанники вместе с женами поселились в Лондоне.

За границей Велосо продолжал писать песни для бразильских артистов, посылал статьи в отечественные издания, записывался в студии. В 1971 году компания Paramount Records опубликовала его новый альбом со старым названием "Caetano Veloso", для которого музыкант записал шесть композиций на английском языке. Велосо никогда не горел желанием вырваться из Бразилии, поэтому затянувшиеся европейские "каникулы" радости ему не доставляли. Его песни этого периода наполнены ностальгическими нотками. Ссылка продлилась четыре года, вернуться на родину Велосо смог только в 1972 году. Незадолго до его возвращения в Бразилии вышел его первый "английский" альбом, а через несколько месяцев компания Paramount Records издала в Великобритании еще одну наполовину английскую пластинку "Transa".

Хотя его политическая активность по сути не прекращалась никогда, перешагнув 30-летний рубеж, Каэтано Велосо гораздо больше времени и сил отдает музыке как таковой, чем борьбе с режимом. Времена, когда он выступал как автор-исполнитель с обязательным программным набором социально-политических идей, остались в прошлом. Теперь Велосо становится центральной фигурой бразильской поп-музыки. Год за годом он трудится в очень напряженном режиме. Он пишет массу новой музыки, записывает сольные пластинки, постоянно выступает с концертами, публикует острые статьи в прессе, продюсирует других артистов. Важными вехами в его продюсерской карьере становятся альбомы "Cantar" Гала Косты и "Smetak" радикального бразильского экспериментатора Уолтера Сметака. В 1977 году артист знакомит своих почитателей с литературными работами последних десяти лет - статьями, манифестами, стихотворениями, текстами песен, собранными в книге "Alegria, alegria".

В 70-е годы Каэтано Велосо узнает и радость творческих открытий, и первый массовый успех, который приносит ощутимые материальные дивиденды. В 1974 году он выпускает очень симпатичный лонг-плей "Temporada de Verаo", две песни с которого, "O conteudo" и "Felicidade", становятся модными хитами. Через год появилась отличная пластинка "Jоia" (1975) с любопытными кавер-версиями Beatles и экспериментальными композициями авторства Велосо. В 1976 году четверо друзей - Велосо, Гилберто Гил, Гал Коста и Мария Бетания, десять лет назад на короткое время объединившиеся в группу Doces Bаrbaros ("Ласковые варвары"), снова вышли вместе на сцену и отыграли памятное шоу в Сан-Паулу. Это был первый концерт в рамках небольшого турне, с которым "Варвары" проехали по десяти крупнейшим городам Бразилии. Самые яркие моменты этих шоу запечатлены на двойном диске "Doces Bаrbaros" (1976). Наконец в 1977 году с появлением пластинки "Bicho" к артисту приходит бесспорный, массовый успех. Альбом включает восторженный гимн мудрости индийского народа "Um Indio" и вещь совсем другого рода - шуточную песенку "Leonzinho", посвященную другу Велосо, бас-гитаристу с кошачьими повадками. Эти композиции, наряду с такими вещами, как "Tigresa", "Odara", "Gente" (песня протеста в танцевальном ритме), вошли в золотой фонд бразильской поп-музыки. Широкой известности альбома "Bicho" поспособствовало и незамысловатое словечко "odara", вынесенное в заголовок одной из песен и вызвавшее горячую полемику в прессе. Отныне так будут называть хиппи или, в традициях левых сил, "отверженных" - тех, кто занимает четкую антиправительственную позицию. Так обозначился водораздел между идейными сторонниками tropicalismo и просто исполнителями "новой бразильской поп-музыки". В конце 1977 года Велосо, поддерживая давнюю традицию встречать ежегодный бразильский карнавал новыми песнями, выпустил альбом "Muitos Carnavais", включавший и новые и старые вещи, подходящие к такому феерическому событию.

Если в 50-е, 60-е и начале 70-х слава музыканта редко выплескивалась за границы Бразилии, то к концу 70-х Каэтано Велосо узнают далеко за пределами Южной Америки. В 1978 году вместе с Галом Костой он проводит серию ярких шоу в Риме, Милане, Женеве и Париже. В 80-е годы он совершает неоднократные гастрольные поездки по Африке, с большим успехом выступает во Франции, Испании, Португалии, Италии, Швейцарии и Израиле. В 1981 году выходит его пластинка "Outras Palavaras", ставшая самым популярным релизом артиста на тот момент. Она разошлась в Бразилии стотысячным тиражом и получила золотой сертификат. Хиты "Lua e estrela" и "Rapte-me, camaleoa" становятся гвоздем концертных программ исполнителя. В 1982 году сорокалетний певец, уже не раз сочинявший музыку для театра и кино, впервые сам появляется в кадре. Режиссер Хулио Брессане предлагает ему роль великого бразильского поп-композитора Ламартина Бабо. А в 1983 году артист впервые приезжает со своим шоу в Соединенные Штаты. Три вечера подряд зал Public Theater в Нью-Йорке был набит до отказа, а пресса сопровождала каждое выступление Велосо восторженными отзывами. В числе таких экзальтированных репортеров оказался и тогдашний обозреватель "New York Times", а впоследствии известный музыкант Роберт Палмер. Популярность Каэтано Велосо в Северной Америке с тех пор неизменно росла, несмотря на то что достать его записи здесь было крайне сложно, разве что в виде дорогих импортных дисков, ввозимых из Бразилии. В начале 80-х музыканту однажды пришлось брать интервью у Мика Джаггера для бразильского телевидения, что протянуло еще одну ниточку между его родиной и Штатами.

В 80-е годы Велосо словно переживает вторую молодость, его карьера выходит на новый виток. В 1986 году он дебютирует как режиссер. Пригласив почти на все роли ближайших друзей, всего за три недели он снимает малобюджетный экспериментальный фильм "O cinema falado", очень личный, с нестандартными диалогами и сценарием. На третьем фестивале кино-, теле- и видеофильмов в Рио-де-Жанейро его картина получает очень высокую оценку независимых критиков, но не находит понимания у рядовых зрителей. Изданный в том же 86-м году концертный альбом "Totalmente demais", включающий многие хиты композитора, устанавливает новый коммерческий рекорд в его биографии. В Бразилии расходится 250 тысяч дисков, и альбом становится платиновым. В 1989 году его лонг-плей "Estrangeiro", спродюсированный Арто Линдсэем и Питером Шерером, впервые официально издается в США. Диск поднимается на 13 позицию рейтинга Top World Music и вынуждает строгих американских рассыпаться в комплиментах.

1990-й год начинается тревожно. Велосо, который в последние годы неоднократно участвовал в очень горячих дискуссиях в прессе как по музыкальным, так и по политическим вопросам, выступил с резкой критикой в адрес мэра Сальвадора. Через две недели, рано утром 26 января, в его доме в Сальвадоре взорвалась бомба. Хотя в это время Каэтано и его вторая жена были дома, к счастью, никто не пострадал. Летом 1990-го музыкант уже в который раз участвует в джазовом фестивале в швейцарском городе Монтре и готовится к национальному туру, который стартует в начале 1991 года. На его концерт в Рио приходит больше 50 тысяч человек. Примерно столько же зрителей собирает шоу артиста в Сан-Паулу в 1992 году на праздновании Дня города. А 50-летний юбилей певца превращается в помпезный праздник чуть ли не национального масштаба с несколькими торжественными шоу, подготовленными в его честь бразильским радио и телевидением.

В марте 1993 года музыкальная общественность Бразилии затаила дыхание, узнав, что Каэтано Велосо и его ближайший друг Гилберто Гил вдвоем колдуют над новым сборников песен, которым отметят 30-летие своей дружбы и 26 годовщину со дня рождения "тропикализма". "Tropicalia 2" стал самым ожидаемым альбом года в Бразилии, восторженно принятым публикой. Через несколько месяцев он вышел также в Европе и Америке, многие музыкальные издания внесли его в список лучших альбомов 1993 года. Почти все новые записи Велосо, изданные в 90-е годы в Бразилии, были опубликованы в США и Европе: "Circulado", "Fina Estampa", "Circulado Vivo" (включавший кавер-версии "Black and White" Майкла Джексона и "Jokerman" Боба Дилана). Летом 1997 года певец впервые за свою 30-летнюю карьеру отважился провести крупномасштабный тур по Америке. Через год в Бразилии, а затем и в США появился один из лучших альбомов в каталоге Каэтано Велосо - "Livro". Официальное признание артиста северным соседом достигло кульминации: Велосо удостоился премии Grammy как автор лучшего альбома в стиле world music. "Livro" стал и одним из фаворитов первой церемонии вручения Latin Grammy Awards, где победил в номинации "популярная бразильская музыка" (musica popular brasileira).

По старой доброй традиции, артист не зациклился на формуле, однажды принесшей ему успех. Свободный в выборе новых тем и не страдающий от недостатка идей, в 1999 году он записывает альбом "Omaggio a Federico e Giulietta", трибьют итальянскому режиссеру Федерико Феллини и его жене, актрисе Джульетте Мазине. Затем берется за диск в стиле босса нова "Noites do Norte". Последние его релизы: концертник по материалам выступлений в Байе; акустический альбом, записанный с поэтом Йорге Мотнером, другом еще с лондонских времен; коллекция кавер-версий американской классики "A Foreign Sound" на английском языке.


источник: http://www.peoples.ru/.


Полезные сайты:
Энциклопедия Москвы MoscowMSK.ru
Энциклопедия Петербурга Peterlife.ru
Праздники 1000Шоу.ру
Музыкальная энциклопедия CanDance.ru
Энциклопедия кино 100films.ru


просмотров: 1118
  • симфония
  • музыка
  • танец
  • история
  • день рожденья
  • рок
  • композитор
  • HistoryRussianRock
  • Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
    THE CARPENTERS **Christmas Portrait **BRAND NEW CD!!

    $9.88
    End Date: Tuesday Jan-8-2019 21:28:50 PST
    Buy It Now for only: $9.88
    |
    Queen **Bohemian Rhapsody **BRAND NEW CD SOUNDTRACK

    $24.38
    End Date: Thursday Dec-20-2018 9:41:33 PST
    Buy It Now for only: $24.38
    |
    Queen - Platinum Collection: Greatest Hits 1-3 [New CD] Boxed Set

    $7.99
    End Date: Thursday Dec-13-2018 13:50:29 PST
    Buy It Now for only: $7.99
    |
    Контрак toyota Каэтано автобус брошюра проспект

    530,90 руб.
    End Date: 13.12 00:01
    Buy It Now for only: US 530,90 руб.
    Buy it now |
    Бра Crystal Lux Caetano AP2

    4 890,00 руб.
    End Date: 08.01 00:21
    Buy It Now for only: US 4 890,00 руб.
    Buy it now |
    Гал Коста - "малыш" Тропики психологии Каэтану Велозу дюпра 1968 Бразилия 7" 45 слышать

    663,79 руб. (1 Bids)
    End Date: 11.12 00:32
    |
    Каэтану Велозу - "transa" кислота, психоделический тропики 1972 Philips 6349.026 Lp Бразилия

    5 308,97 руб.
    End Date: 07.01 20:33
    Buy It Now for only: US 5 308,97 руб.
    Buy it now |
    Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
    Search Results from «Озон» Музыкальные инструменты и оборудование
     
     Yamaha Recorder YRS-23 блокфлейта
    Yamaha Recorder YRS-23 блокфлейта
    Возможно, самая популярная в мире модель: на ней легко играть и она имеет четкий мягкий тон.
    Идеально подходит для школьного использования.
    Флейта из АБС-пластика прочна и удобна в обслуживании, обеспечивая тем самым тон, подобный естественному дереву.
    Многие школы во всем мире выбирают флейты Yamaha благодаря их точной интонации, легкой воспроизводимости и насыщенному выразительному звучанию.
    Немецкая система....

    Цена:
    490 руб

    Электронный музыкальный инструмент D'Addario EPS520 струны для электрогитары
    D'Addario EPS520 струны для электрогитары
    Струны D'addario EPS520 обеспечивают очень яркое, хрустящее звучание и защиту от коррозии в течение длительного срока эксплуатации. Они изготавливаются с применением стойкого к коррозии стального сплава с высокими магнитными свойствами, обеспечивающего сверх-яркую тональность без резких обертонов.

    Круглая стальная оплетка
    Натяжение: Super Light
    Толщина: 0.009-0,011-0,016-0,024-0,032-0.042...

    Цена:
    570 руб

    Электронный музыкальный инструмент Flight C-120 NA 4/4 акустическая гитара
    Flight C-120 NA 4/4 акустическая гитара
    Инструмент Flight C-120 NA 4/4 прекрасно подходит как для обучения в музыкальной школе, так и для самостоятельной игры дома. Flight C-120 можно считать старшей сестрой уже известной модели Flight C-100, которая была признана лучшей в классе ученических гитар.

    Flight C-120 - это гитара с классической "испанской" формой корпуса и нейлоновыми струнами.

    На начальном этапе обучения рекомендуются инструменты именно с нейлоновыми струнами, так как они будут доставлять меньше дискомфорта при игре. Flight C-120 - это полноразмерный инструмент, который подойдет как детям, так и взрослым, которые только открывают для себя гитарный мир.

    Верхняя дека изготовлена из ели, что обеспечивает чистое звучание, так необходимое для грамотного развития слуха. Нижняя дека и обечайки из сапеле, породы дерева по свойствам очень схожим с красным деревом, благодаря чему звук приобретает мягкость и глубину. Достаточно толстая, порядка 6 мм, палисандровая накладка на грифе создает в руке ощущение приятной весомости и надежности.

    Струны находятся на комфортной для игры высоте в 4 мм. Надежная колковая механика обеспечивает мягкий и точный ход колков, легкость при настройке, а главное - хорошо держит строй.

    Оригинальный графический рисунок на розетке сразу привлекает внимание и отлично гармонирует с палисандровой подставкой и черной окантовкой на нижней и верхней деках инструмента. Flight C-120 выполнен в натуральном цвете с классической глянцевой отделкой....

    Цена:
    6290 руб

     Ernie Ball 2409 струны для классической гитары Ernesto Palla
    Ernie Ball 2409 струны для классической гитары Ernesto Palla
    Черный нейлон.
    Бронзовая оплетка.

    Струны для классической гитары серии Ernesto Palla изготовлены из прочной нити нейлона. Четвертая, пятая и шестая струны представляют собой нити нейлона с обмоткой из бронзового сплава (80% медь, 20% цинк), что обеспечивает мягкое, и в то же время насыщенное звучание. Все без исключения струны Ernie Ball изготовлены с соблюдением самых высоких стандартов качества, что является гарантией их прочности, надёжности и долговечности....

    Цена:
    589 руб

    Электронный музыкальный инструмент Casio LK-280 синтезатор
    Casio LK-280 синтезатор
    Когда обучаешься чему-то новому, самое важное - это грамотный и чуткий наставник. Поэтому всем, кто захочет постичь азы музыки, ее магию и красоту, придется по вкусу новая модель - LK 280 - с 61 клавишей фортепианного типа, чувствительностью к касанию и подсветкой клавиатуры. В данном инструменте присутствует широчайший набор функций - от новой пошаговой системы обучения и SD слота для загрузки новых композиций до высококачественного звукового процессора AHL с 48-нотной полифонией и возможности создания собственных звуков (сэмплирования). Также в арсенале инструмента секвенсор (5 песен по 6 дорожек), возможность загрузки песен (до 10-ти), цифровые эффекты, авто гармонизатор, арпеджиатор, редактор стилей и многое другое....

    Цена:
    19490 руб

    Электронный музыкальный инструмент D'Addario EXL145 струны для электрогитары
    D'Addario EXL145 струны для электрогитары
    D'Addario EXL145 - это популярный выбор для стилей «рок» и «металл», требующих струны более тяжелого калибра. 3-я струна G без обмотки обеспечивает большую гибкость, чем традиционные струны 12-го калибра для электрической гитары. Оптимизирована для пониженной настройки!

    Круглая обмотка из стали с никелевым покрытием
    Шестигранный корд
    Натяжение: Heavy
    Толщина: 0.012- 0.016-0.020-0.032-0.042-0.054...

    Цена:
    389 руб

    Электронный музыкальный инструмент Tascam IXZ аудиоинтерфейс для iOS-устройств
    Tascam IXZ аудиоинтерфейс для iOS-устройств
    Tascam IXZ - уникальный гаджет для iPhone, iPad или iPod Touch. Служит для подключения к мобильным девайсам микрофона, гитары или других инструментов с целью дальнейшей обработки и создания музыкальных треков в различных iOS-приложениях.

    Высокое качество микрофонного/инструментального предусилителя
    Используйте свои Apple-устройства для гитары/баса/вокала
    Вход на комбинированном разъеме (XLR/TS-джек) балансное/небалансное соединение
    Отключаемое фантомное питание для конденсаторных микрофонов
    Регулировка уровня чувствительности микрофонного входа
    Подсоединение к устройствам Apple посредством четырехконтактного мини-штекера (аналоговый сигнал)
    Не требуется батарея для питания при использовании в качестве инструментального предусилителя...

    Цена:
    3070 руб

    Электронный музыкальный инструмент D'Addario EPS160 струны для бас-гитары
    D'Addario EPS160 струны для бас-гитары
    Струны для 4-х струнной бас-гитары D'Addario EPS160 для бас-гитары отлично подходят как для игры пальцами так и для агрессивной игры медиатором. Прозрачное звучание в верхнем регистре и глубокие низы.

    Medium
    Long Scale
    G-50, D-70, A-85, E-105...

    Цена:
    1219 руб

     Ernie Ball Earthwood Silk & Steel Extra Soft 80/20 Bronze струны для акустической гитары (10-50)
    Ernie Ball Earthwood Silk & Steel Extra Soft 80/20 Bronze струны для акустической гитары (10-50)
    Струны серии Earthwood 80/20 Bronze представляют собой стальную лужёную шестигранную сердцевину с обмоткой из бронзового сплава (80% медь, 20% цинк). Отличительной особенностью комплекта Silk & Steel Extra Soft является шёлковая микро-нить между обмоткой и сердцевиной, благодаря чему уменьшается шум, создаваемый пальцами при игре, а звучание становится более мягким.

    Калибр струн: 10-14-20w-28-40-50...

    Цена:
    1010 руб

     Fabio XU21-11, White укулеле
    Fabio XU21-11, White укулеле
    Цена:
    1479 руб

    2008 Copyright © CanDance.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования